Все новости
Культура
18 Июля 2012, 04:12

Когда на первом месте долг и вдохновение

С именем Леоноры Куватовой связана эпоха романтизма в башкирском балете

Леонора Куватова: «Эксперименты нужны, без них искусство не движется».
Леонора Куватова: «Эксперименты нужны, без них искусство не движется».
Когда-то Рудольф Нуреев, впервые попав на «Журавлиную песнь», понял, что танец — его призвание. Леонора Куватова, увидев маленькой девочкой Зайтуну Насретдинову в «Умирающем лебеде», решила, что будет балериной. Желания счастливо совпали с возможностями: в 11-ю школу, где она училась, пришла комиссия для отбора детей в хореографическое училище. И ее выбрали! Среди сотни детей.

Это теперь хореографических училищ в стране почти 20, а тогда их было в три раза меньше, и только раз в 10 лет Ленинградское хореографическое училище имени А. Вагановой принимало детей из Башкирии. Первый же набор дал нашему балету Зайтуну Насретдинову, Халяфа Сафиуллина, Нинель Юлтыеву, Фарита Юсупова. А в третий набор в числе 12 детей попала и Леонора Куватова, но окончили училище только шестеро, в том числе и она.
«Что делаешь, делай лучше других»

Хотя родители были против отъезда любимой дочери в далекий Ленинград, Леонора Сафиевна считает, что именно от них достались ей качества, необходимые настоящей балерине. В семье царил культ чтения, Леонору и двух ее братьев водили в театры, художественный музей, прививая и развивая хороший вкус. Отец, воспитанник детдома, в 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе. Выучил китайский и английский языки, окончил Высшую партийную школу, стал журналистом. Мать, Ямиля Абдулловна, прошла медсестрой всю войну, затем окончила Башкирский мединститут. В Нижегородке, где она работала детским врачом, ее не только уважали как хорошего специалиста, но и любили как родную. «Я не знала слова «хочу», только «надо»! — вспоминает Леонора Сафиевна — Долг всегда был на первом месте. Я вообще не хваткая, просто у меня был принцип: то, что делаешь, делай лучше других».

Училище было окончено с отличием. Красный диплом давал возможность остаться в Ленинграде, танцевать на сцене Кировского театра. Но ее послала учиться Башкирия, и по договору нужно было вернуться назад. В Башкирском театре оперы и балета она сразу стала примой. А в 1973-м поехала на первые заграничные гастроли — в Польшу и Германию.

— Главное в спектакле — создать образ. Чтобы заставить зрителя сопереживать. А какое это великое счастье, когда чувствуешь, что зал — твой! Что он смеется там, где тебе весело. Плачет там, где ты страдаешь. Наверное, это лучшие мгновения для артиста.

Она считалась лирической танцовщицей, а ее творчество называют эпохой романтизма в башкирском балете.

Страна восходящего солнца

В 1987 году она, еще работая в театре, начала преподавать в недавно открытом Башкирском хореографическом училище. Педагогическую деятельность сочетала с выступлениями на сцене. Да какими! В Москву на конкурс «Звезды балета России» приехала без партнера, и с нею танцевал солист Большого театра Николай Федоров. После конкурса заметил:

— Леонора, как бы я хотел, чтобы ты свой опыт передала японским детям.

Сказано было не просто так. Супругой Федорова была знаменитая японская балерина Юкари Сайто. Откликнуться на это предложение Куватова с мужем, балетмейстером Шамилем Терегуловым, решила только два года спустя, когда в родной стране зарплаты стали настолько мизерными, что жить стало практически не на что. Тогда многие уехали и не вернулись. Леонора Сафиевна и Шамиль Ахметович прожили в Нагое четыре месяца.

— Театр в Нагое — это чудо современной техники, сценического оборудования, освещения, декораций! Вообще, Япония — это не просто страна, это воплощенный XXI век, — вспоминает Куватова.

Классический балет в Японии появился только в 1912 году, когда туда приехал итальянский балетмейстер Джованни Роси. В 1922 году в Японии гастролировала русская балерина Анна Павлова. С этого времени в стране возник огромный интерес к классической хореографии. Задача перед нашими педагогами стояла весьма непростая — со студийцами, которым всего 14 — 17 лет, приготовить за короткий срок балет «Раймонда» и концертную программу. Но они справились с нею блестяще.

Готовясь к поездке, Куватова начала учить японский. И прекрасно объяснялась со своими учениками на их родном языке. Впрочем, она считает это само собой разумеющимся: учить язык той страны, в которую едет работать.

— Трудолюбие, самодисциплина — отличительные черты японцев. А русский они учат так, что через год говорят лучше наших. Работают над собой, что называется, днем и ночью, потому и результаты впечатляют: пока наши соберутся — японцы уже забрали все первые премии.

«Петь, танцевать, сочинять музыку и поэмы может не каждый»

Куватовой довелось поработать и в других странах. В Италию она поехала по рекомендации самой Екатерины Максимовой, чей итальянский импресарио был и владельцем частной балетной студии. Екатерина Сергеевна знала Куватову как выдающуюся балерину, очень уважала ее вагановскую школу, а затем оценила и как педагога — приезжала в Уфу, бывала в хореографическом училище.

В Италии Леонора Сафиевна проработала целых два года.

А в Турции работала в Стамбуле в Государственном оперном театре. Анкара — столица Турции — имеет свою сильную балетную школу, на спектаклях всегда много зрителей.
Это идет еще со времен первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, который превратил средневековую Оттоманскую империю в республиканское государство, провел ряд серьезных реформ. Ататюрк ввел большие зарплаты артистам: «Петь, танцевать, сочинять музыку и поэмы — может не каждый». Артисты здесь порой имеют большие оклады, чем члены правительства.

На концерте попсы зрители не плачут

Теперь народная артистка России Куватова — главный балетмейстер Башкирского театра оперы и балета и директор Башкирского хореографического колледжа имени Р. Нуреева. Здесь учатся дети из Башкортостана, Коми, Калмыкии, Чувашии, Удмуртии, Татарстана, Тувы, Москвы, Санкт-Петербурга и даже Японии.

— Конкурс большой, не все могут его одолеть. Когда родители умоляют принять их чадо «по блату», я всегда отвечаю, а что он будет в дальнейшем делать на сцене? Зачем губить ему будущее? Учим всех одинаково, — говорит Элеонора Сафиевна, — но кто-то превращается в яркую звезду, а остальные просто становятся крепкими профессионалами.
Куватова-педагог озабочена не только успеваемостью учеников, но и будущей сценической судьбой своих воспитанников.

— Моя задача, — считает она, — не только дать ученикам хорошую классическую школу, но и помочь без особых трудностей войти в репертуар театра. Для этой цели ставим с ними не отдельные танцы, пусть даже и прекрасно отрепетированные, а целые балеты.

В нынешнем году Куватова представила на выпускном отчетном концерте «Лебединое озеро». Смелый и ответственный шаг, ведь это вершина балетной классики.

— Нет такого театра у нас в стране, — поясняет Куватова, — который бы не ставил этот балет. А значит, нашим выпускникам будет легко вписаться в спектакль, не требуя к себе повышенного внимания, дополнительных репетиций. С этим спектаклем наш колледж уже ездил в Нефтекамск, в Ишимбай. Я была в зале среди зрителей и видела, как некоторые плакали. Разве на концерте какой-нибудь попсы можно увидеть зрительские слезы?

Однако это не означает, что Куватова признает только традиции и выступает против современности. Когда в Уфу приезжала труппа «Молодой балет Франции», с классикой в первом отделении и новаторскими постановками во втором, ее девочки-выпускницы приняли участие в спектаклях.

— Я не против экспериментов в искусстве, — говорит Куватова, — лишь бы это было сделано убедительно, со вкусом. Главное — со вкусом! Эксперименты нужны, без них искусство не движется. Скажем, наш первый башкирский балет «Журавлиная песнь» — тоже эксперимент на национальной основе.

Куватову знает весь балетный мир. Потому что теперь, как и всегда, все решают личности, а не должности.
Кстати
  • Леонора Сафиевна — из знаменитой фамилии Куватовых, давшей нашей республике врачей (именем Гумера Галимовича названа Республиканская клиническая больница), журналистов, историков.
  • Знаменитый Михаил Барышников был постоянным партнером Леоноры Куватовой последние три года в училище.
  • Леонора Куватова выступала на сцене 25 лет и станцевала почти все ведущие партии.
Читайте нас: