Все новости
Культура
12 Июля 2012, 04:27

У каждого есть свобода выбора

Уфимский государственный татарский театр «Нур» поставил спектакль о любви

«Эти свободные бабочки»: Дональд Бейкер — Айнур Баянов, Джил Тэннер — Гульназ Биктимерова.
В центре сюжета популярной пьесы американского сценариста Леонарда Герша «Бабочки» — типичная бродвейская история двух юных сердец, стремящихся к счастью. Это произведение очень популярно в России. Его ставили как столичные коллективы, так и провинциальные. Константин Райкин, работая над пьесой в «Сатириконе», писал о ней: «…По мере хода спектакля, по мере того, как быт перестает быть нужным, он просто растворяется, исчезает… Мне хотелось, чтобы в конце люди сидели на голом земном шаре и выясняли между собой отношения, потому что тема пьесы глобальна…».
И вот «Эти свободные бабочки» увидел уфимский зритель. Он — слепой от рождения парень по имени Дональд, покидает родной дом, чтобы заниматься любимым делом — сочинять музыку. Хочет доказать всем, и в первую очередь себе, свою самостоятельность. Она — смелая и немного взбалмошная девушка по имени Джил, мечтающая стать актрисой.

Оба очень молоды, но у каждого за плечами — своя биография. У Дола — долгие годы жизни, словно в коконе, под чрезмерной опекой любящей матери, в достатке и заботе, и удивительно светлый взгляд на жизнь, вера в людей. Несмотря на свои «особенности», он хорошо видит людей, чувствует их, и всеми силами стремится найти свое предназначение, встретить настоящую любовь. У юноши открытый, добрый характер, он не тяготится своим недугом, а, напротив, тянется к людям и очень рад общению с теми, кто воспринимает его как равного.

Главный герой в исполнении обаятельного актера Айнура Баянова выглядит взрослее и самостоятельнее девушки. Джил — актриса Гульназ Биктимерова — как бабочка, порхает с места на место, она даже успела побывать замужем (целых шесть дней!). Ей потребуется пройти через многое, прежде чем понять, где найдет она свое счастье. Актриса наделяет героиню непосредственностью, открытым, незлобивым характером. Джил сумела увидеть в Дональде то настоящее и искреннее, что есть и в ее душе. Вот только средства достижения цели у них разные. Но есть то, что их объединяет — обоим надоела скучная провинциальная жизнь, оба мечтают покорить Нью-Йорк, найти себя и свою судьбу. Чтобы стать по-настоящему свободными, сильными и счастливыми, героям нужно пережить радость и боль, пройти большой путь взлетов и падений. Актеры сумели создать уникальную атмосферу — с искрами напряжения, монологами одиночества и искреннего доверия, в которой вдруг зародилось светлое чувство — любовь.

«Господи, дай нам смирение, чтобы принять то, что нельзя изменить; дай нам мужество изменить то, что надлежит изменить; и дай нам мудрость отличить одно от другого». Это изречение знакомо многим, а для некоторых даже приобрело статус важнейшего правила жизни. Но что стоит за этими словами — «то, что нельзя изменить»? Несбывшиеся надежды, нехватка любви, страдание, несправедливость, хрупкость самой жизни — с этим рано или поздно сталкивается каждый, и бежать от этого бесполезно. Лишь ясное понимание происходящего и верное отношение к нему помогает героям пройти испытания и извлечь из них уроки.

Пьеса Леонарда Герша полна оптимизма. В ней поднимается интересная тема силы и слабости, помощи ближнему — какой она должна быть и где должна заканчиваться, чтобы не потакать слабости того, кому помогают. Айнуру Баянову удалось тонко показать метаморфозу духовного взросления своего героя. Лишь на какое-то мгновение показалось, что его жизнь выскальзывает из рук, порождая чувство глубокой тревоги и бессмысленности. …Еще вчера она была рядом, такая родная, веселая и любимая. Он чувствовал, что тоже небезразличен ей. А сейчас она здесь, и не одна, с ней другой мужчина, сильный, зрячий. Дол словно больше не ощущает себя. Ускользает смысл самой жизни… Это состояние актер хорошо сумел передать, помогло и художественное решение — мрак, охвативший сцену, словно проник в самую душу. И если до сей поры незрячий юноша видел мир во всех его красках потому, что любил и радовался жизни, то теперь перед ним будто опустился плотный черный занавес. Он остро переживает непостоянство девушки, которое подрывает веру не только в другого человека, но и в самого себя. «Чего я стою, если меня предали так легко?».

«…Другие не всегда нас любят и верны нам. Ты встретишь в своей жизни еще десятки таких, как Джил… Неужели одна эта неудача способна отвести тебя от мечты?» — голос Матери — блистательная работа актрисы Ирины Ганиевой — доносит до самой глубины подсознания сына эти вопросы, и мы видим, как на глазах сердечная боль, живая рана делают нашего героя мудрее и сильнее.

Мы говорим, что пьеса о любви. И в то же время понимаем, что она о боязни настоящих чувств.

Хороший, светлый спектакль режиссер Эдуард Шахов поставил со своей командой в составе художника-постановщика — заслуженного деятеля искусств республики Азамата Гилязева, художника по костюмам — заслуженного работника культуры РБ Натальи Степановой, музыкального оформителя — заслуженного деятеля искусств РБ Ришата Сагитова. Все актеры в спектакле подобраны на роли очень точно и играют с вдохновением. Даже эпизодическая роль заслуженного артиста республики Символа Гайнетдин-Агидельского, сыгравшего Ральфа Остина, новой пассии Джил, — яркая и мощная антитеза всему происходившему на сцене некоторое время назад, когда рождалось главное чудо — любовь.

Чем дольше следишь за развитием сюжетной линии, тем лучше понимаешь, что в ней нет прямых ответов на вопросы, которые ставят перед собой герои и которые им предстоит решать в жизни. Но у каждого из них есть свобода выбора.