Все новости
Культура
5 Июня 2012, 04:00

Творческий голод

Экспозиция художников республики в Италии стала поводом для разговора о проблемах искусства в Башкортостане

Выставка башкирских художников «Взгляд из России» продолжает триумфальное шествие по Италии. Искусство республики представлено на ней в полном разнообразии жанров и сюжетов: это полотна Сергея Краснова, Зуфара Гаянова, Виктора Пегова, Юрия Уждавини, Раиса Гаитова — всего более 100 картин и работы мастеров декоративно-прикладного искусства. А бесспорный талант ее участников привлекает до 10 тысяч посетителей в день, что, разумеется, лестно для наших мастеров: Италия издавна считалась Меккой для любителей самых разных жанров искусства.

«Культура всегда идет впереди в отношениях между странами, регионами, областями, — считает президент творческого Союза художников РБ Владислав Пегов. — А политика, бизнес следуют за ней. Выставка, несомненно, послужит установлению более тесных связей с Италией. Об этом свидетельствует тот факт, что уже многие музеи и галереи выразили желание видеть у себя работы наших художников. В этом единодушны как посетители экспозиции, так и критики. Такое крупномасштабное творческое мероприятие — первый, по сути, беспрецедентный проект. Кроме того (что тоже довольно редкое явление на наших выставкомах), отбор работ был открытым, как и полагается. Он шел в два этапа: любой художник, любой студент мог принести свои картины и надеяться попасть в число участников. При этом, состоит соискатель в Союзе художников или нет, не учитывалось».

«В 1925 году, — добавил член Российской академии художеств Сергей Краснов, — в Париже было 40 тысяч объединений художников. У нас одно. В нем состоят 250 человек, средний возраст которых 56 лет. Молодых среди них — человек пятнадцать. Нас давно беспокоит будущее башкирского искусства. Одаренная молодежь уезжает в столицы, за рубеж, нередко уходя со второго, третьего курсов вузов. И их практически некому учить. Студенты, получающие творческие специальности, не знают, кто такие Кибрик, Дейнека, Йогансон. Пора поднять вопрос о качестве образования на художественных факультетах. Кроме того, их выпускники выходят, так сказать, в «чистое поле»: творческих и производственных мастерских нет. Скульптура вообще в Золушках: все, что делается в скульптуре, делается в Петербурге. А имущество Союза художников сдается в аренду.

Эта выставка, можно сказать, не только доказала несомненную одаренность наших художников, но и вскрыла немало проблем в области искусства. С одной стороны — да, Италия проявила большой интерес к экспозиции, что подтвердило талант ее участников. С другой стороны, наши собственные музеи и галереи пустуют, зажатые со всех сторон коммерческими лавочками. Вывеска «Уфимская художественная галерея» (речь идет о центральной галерее столицы) буквально смята крупными вывесками обувных магазинов и закусочных. Я был в Модене, где родился Паваротти: это маленький городок с галереями на каждом углу. В них собраны не просто картины, но шедевры мировой живописи, полно студентов с рюкзаками за плечами. А у нас многие не знают, где находится музей Нестерова. На Урале в ряде городов открыты филиалы Академии художеств — у нас такого филиала нет. Видимо, не нужно… В Челябинске есть филиал Суриковского института. Дети, обучающиеся в филиалах, могут ездить в Италию, Францию, Англию, Испанию».

Немало внимания на пресс-конференции было уделено и созданию пешеходной зоны. Несколько лет назад Союз художников выступил с инициативой создать в столице уфимский Арбат — в качестве той достопримечательности, которую не стыдно показать туристам, и места, где свободно могли бы работать и выставляться люди творческие. В качестве такой зоны предлагалась улица Октябрьской революции, где сохранились дома старой застройки. Но сейчас они успешно разрушаются, а на их месте возводят очередные торговые комплексы. Проблема еще и в том, что для создания пешеходной зоны улицу нужно перекрывать, что создаст неудобства в центре города как для автомобилистов, так и для пешеходов. «Поэтому мы обратились к истории, — рассказал Владислав Пегов. — В свое время художники, писатели, творческая интеллигенция, ученые вышли на защиту торговых рядов, которые хотели снести. Было принято решение восстановить их и отдать людям искусства, чтобы художники там рисовали, поэты читали стихи, музыканты играли. Это было бы место, притягивающее туристов, а таких мест у нас в городе не хватает. Сделали, конечно, не совсем то, что мы хотели, но все же там есть настоящая улица, закрытая сверху стеклянным куполом. Та самая пешеходная зона. Идея была замечательная. Там проводились дискотеки, туда ходили студенты, ряды работали днем и ночью. Но постепенно Гостиный двор стал превращаться в универмаг. Единственное, что мы смогли сделать, — открыть там художественную галерею, которая работает уже 12 лет. Несмотря на то, что нас постоянно хотят обложить непомерной арендной платой, наряду со всеми бутиками. Неплохая галерея довольно долго работала в Президент-отеле, пока нам не сказали: «Все, нерентабельно» — и поделили ее на клетушки, которые совсем не украшают отель с таким претенциозным названием. Кстати, дабы у постояльцев все же осталась память о посещении республики, внизу работают сувенирные лавочки, где рядом с книгой о Башкирии лежит нож СС. Комментарии, как говорится, излишни».

Заметим, что вокруг Гостиного двора расположено большинство вузов города, и именно он мог бы стать тем местом, культурным центром с недорогими кинозалами, выставочными залами, кафе, где студенты проводили бы время с пользой и удовольствием. Рядом два сквера — Ленина и Театральный. Если облагородить квартал Гостиного двора, вполне можно обойтись и без перекрывания улиц. Окружающие его улицы Ленина, Коммунистическая, Пушкина, Карла Маркса сохранили свою историческую застройку, включающую архитектуру самых разных стилей. Рядом — филармония, оперный театр, музей Нестерова. Будет достаточно одного стенда для туристов: «Мы — в историческом центре нашего города». В дождь, гололед и снег пешеходы смогут укрыться под куполом Гостиного двора, и все это не потребует больших затрат. Пора использовать Гостиный двор согласно его первоначальному назначению, подытожила мнение участников конференции искусствовед Лариса Кудоярова.
Читайте нас: