Все новости
Культура
1 Июня 2012, 05:42

Пираты взяли на абордаж Башкирский театр оперы и балета

Триумфальное возвращение Юрия Григоровича на уфимскую сцену

Аплодисменты — великому маэстро.
Аплодисменты — великому маэстро.
Если вы ощущает жар залитой солнцем восточной рыночной площади, над которой дрожит марево раскаленного воздуха, легко распутываете клубок ревности, страсти, отчаяния и радости, если волшебство ревущей морской бури на сцене вас будоражит больше, чем приключения «Титаника» на экране, с вами все ясно. Вы — потенциальный зритель балета Адольфа Адана «Корсар». Именно это красочное, столь долго ожидаемое, уже обросшее домыслами и догадками действо открыло традиционный фестиваль, посвященный нашему великому земляку.

И, пожалуй, именно «Корсар» стал достойным началом праздника танца, праздника высшего разума в свободнейшем из тел, как говаривала знавшая толк в гармонии движения Айседора Дункан. «Корсар» — пятая постановка Юрия Григоровича на сцене уфимского театра, после длительного перерыва в работе с башкирским балетом доказавшего, что он не утерял умения добиваться от актеров отточенности движений, слаженности в массовых сценах, выразительного артистизма — словом, всех тех слагаемых спектакля, который становится праздником для глаз, слуха и разума. Но Григорович не был бы Григоровичем, если бы не вложил изюминку в постановку «Корсара».
Такого «Корсара», пожалуй, вряд ли увидишь на сцене ведущих театров России, и не только. Окруженная мрачноватыми, романтичными легендами суровая жизнь рыцарей удачи, загадочная жизнь Востока представлены на сцене скорее в виде гротеска, полного юмора, забавных ситуаций и приключений. За которым, однако, кроется напряженный труд молодых уфимских артистов, которым есть чему поучиться у признанных мастеров сцены. Хотя «московские гости» при этом отмечают сильную балетную школу и профессионализм башкирского танца. «Это самая лучшая редакции балета, — считает художник-постановщик Николай Шаронов (Москва), неоднократно работавший с Юрием Григоровичем. — В нем сложились все кусочки мозаики: профессионализм ваших артистов и сотрудников театра, вдохновение и талант, музыка, хореография, живопись. В постановке использовались штучные ткани. Уфа — город творческих людей, способных превратить сцену в сказку. Это бывает редко. В Большом театре, например, нет живописцев. Старые умерли, молодых нет. Юрию Николаевичу для «Спящей красавицы» писали декорации в Италии».

Нуреевский фестиваль, учрежденный по инициативе Юрия Григоровича в 1993 году, руководимый Леонорой Куватовой, вот уже в 18-й раз собирает любителей расшифровывать «тайный язык души». За этот период сложились определенные традиции, переходящие от фестиваля к фестивалю: как правило, большинство из них начиналось премьерой нашего спектакля (18-й не стал исключением). «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Голубой Дунай», «Бахчисарайский фонтан», «Прометей» — все эти спектакли прижились в репертуаре театра, с успехом пройдя испытание у знающего толк в изысках фестивального зрителя. Появление новых имен и любимцев публики — тоже традиция Нуреевского фестиваля. Однако нынешний стал исключением, но приятным: впервые он проводится в рамках культурной олимпиады «Сочи-2014». Уфимский фестиваль достойно представляет нашу республику в списке лучших культурных событий сочинского «музыкального» года.

«Нас, коренных башкортостанцев, жизнь нередко раскидывает по всему свету, — говорит театрал со стажем Альберт Салихов. — Но где бы я ни был, весна для меня — это время Нуреевского фестиваля. В прошлом году я приезжал в Уфу с двумя детьми: одному 4 года, другому — 4 месяца. С малышом вокруг театра совершала круги бабушка с коляской, а четырехлетний, не пикнув, во все глаза смотрел «Дон Кихота». Малыши воспринимают все на эмоциональном уровне, но пусть дышат искусством, чувствуют его волшебство. Для нас это семейный праздник».

Значимость события подчеркнул в своем приветствии президент республики: «Мне очень приятно находиться сегодня в этом зале, зная, что здесь собрались истинные знатоки великого искусства, имя которому — балет. Вдвойне приятно, что этот праздник разделяет с нами Юрий Николаевич Григорович. Мы благодарны великому мастеру, замечательному человеку, который дал так много культуре республики».

Напрасно искать в спектакле брутальное обаяние рокового Байрона, сочинившего поэму «Корсар» в 1814 году. От него не осталось практически ничего. Скорее, это столкновение незаурядных личностей, характеров, поданное с известной долей иронии и легкого юмора. Ослепительно белые стены домов, взлетающих по холму к сверкающему синевой высокому небу, душистые ароматы Востока, разноцветье пышных одежд вельмож, словно ожившие страницы сказок «Тысячи и одной ночи». Забудь о реальности, милый зритель, доверься старой легенде, где пираты добры, отважны и романтичны, а красавицы горды и любят раз и на всю жизнь. Сказка чудесных превращений начинается.
Пластика актеров — на грани ювелирного искусства.
Это интересно
  • Прадед Юрия Григоровича, служивший в Башкирии первым почтмейстером, дружил с Сергеем Аксаковым.
  • Кроме балета «Корсар», существует и опера, написанная Верди в 1848 году.
  • Первая известная балетная постановка «Корсара» прошла в театре Ла Скала в Милане в 1826 году.
  • К музыке балета «прикладывали руку» Цезарь Пуни, Антон Рубинштейн, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Лео Делиб, Фредерик Шопен, Петр Чайковский — всего 11 композиторов.
  • Сценические эффекты француза Виктора Сакре, в частности затопление судна, были увековечены Гюставом Доре.
  • Императрица Евгения, супруга императора Наполеона III, была столь восхищена «Корсаром», что воскликнула: «Во всей моей жизни, я, вероятно, никогда не увижу снова что-нибудь столь же красивое или настолько же динамичное!».
Читайте нас: