Все новости
Культура
31 Мая 2012, 04:04

Дом, где царствует Мельпомена

Вот и завершилась наша очередная викторина по истории Государственного академического русского драматического театра. Определился очередной победитель, и нас особенно радует, что неутомимую активность и любознательность проявляют жители самых разных районов республики. Их энергии и эрудиции впору поучиться бы населению больших городов. В этот раз самой заядлой театралкой стала юная участница с царственным именем Елизавета. Елизавета Борисова живет в одном из красивейших уголков Башкортостана — городе Белорецке и учится на IV курсе очень серьезного вуза: филиала московского международного института экономики и права. На часть вопросов Елизавета ответила с ходу, а вообще, как призналась конкурсантка, покопаться в книгах пришлось-таки. Ее усердие было ненапрасным: именно она стала победительницей нашей викторины и получила небольшой подарок от редакции.

А теперь проверьте, насколько вы знаете историю одного из самых любимых театров республики.
ґ Мельпомена — муза трагедии. В переводе с греческого — «поющая». Дочь Зевса и Мнемосины, богини памяти. Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Ј В 1772 году состоялось первое в Уфе театральное представление: на импровизированной сцене, организованной в квартире воеводы, ссыльные польские интеллигенты играли пьесу «Пан Бронислав».

Є В 1861 году заботами жены уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя, Софьи Александровны было построено первое театральное здание в Уфе. С тех пор театральная жизнь здесь не прекращалась практически ни на один сезон.

є Театр помещался в квадрате улиц Садовая, Ильинская, Телеграфная и Воскресенская (ныне улицы Матросова, Заки Валиди, Цюрупы и Тукаева). Вокруг него был разбит сквер, называвшийся «Софьин сад». Театр был деревянный, в нем были партер, ложи бенуара и бельэтажа и галерея. Зал был рассчитан почти на 400 мест.

Ї Театр был назван Базилевским в честь главного благотворителя, действительного статского советника Ивана Федоровича Базилевского. Кроме театра Базилевского в саду Блохина работал летний театр, именуемый к этому времени Блохинским. К сожалению, в деревянной дореволюционной Уфе нередки были пожары, не щадившие ни дома жителей города, ни прекрасные архитектурные сооружения. 31 января 1891 года сгорел городской зимний театр, а в следующем году — летний театр в саду, перешедшем от Блохина к Видинееву. Но уже в 1894 году преемник Блохина известный благотворитель Уфимской губернии, купец, владелец спирто-водочных и пивоваренных заводов Василий Видинеев построил в саду новый деревянный летний театр с прекрасной акустикой. Здание летнего театра Видинеева, являвшееся в XIX веке одним из лучших театральных зданий России, не сохранилось до наших дней — его снесли в 1991 году.

ї Архивные документы сохранили свидетельства пребывания в Уфе таких великих русских артистов, как Гликерия Федотова, Александра Яблочкина, знаменитые братья Роберт и Рафаил Адельгейм. В 1902 году выдающийся актер и режиссер Константин Марджанов (Марджанишвили), создатель самостоятельной театральной школы, сыграл на уфимской сцене роль Нила в спектакле «Мещане» по пьесе Максима Горького.

Љ 26 сентября 1890 года Федор Шаляпин первый раз в жизни предстал перед зрителями на уфимской сцене в оперетте А. Замары «Певец из Палермо». Уфимский период его жизни был недолог — всего восемь месяцев (до июня 1891 года). Но именно в Уфе начался путь в искусстве великого артиста. Федор Иванович запомнил наш город. В своих книгах «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа» он вспоминал об уфимском периоде жизни и о первом выступлении на сцене.

«Конечно, — пишет он, — больше всех волновался я. Боже мой, как приятно было мне видеть на афишах мою фамилию: «вторые басы: Афанасьев и Шаляпин»... Я надел испанский костюм, сделал себе маленькие усики, подвел брови, накрасил губы, набелился, нарумянился во всю мочь, стараясь сделать себя красивым испанцем... Внутри меня тоже все дрожало от страха и радости. Я был, как во сне. Публика кричала, аплодировала, а я готов был плакать от волнения».

љ Изначально здание на улице Гоголя, где работали артисты русского драматического театра, представляло собой каменное двухэтажное строение — там была синагога. В 1931 году началось переустройство здания, которое стало называться «Клуб имени М. С. Погребинского» (руководитель НКВД БАССР). В течение 30-х годов бывший молельный зал и 2-этажный жилой дом «кирпичного стиля» весьма удачно в архитектурном отношении были встроены в одно большое здание, оказавшись обустроенными со всех сторон новыми стенами и помещениями. Родился уникальный для Уфы новый театральный комплекс, в котором находились Башгосфилармония и русский драматический театр. В 1982 году театр переезжает в новое здание в центре Уфы. Это позволяет открыть малую сцену и улучшить техническое оснащение. А Башгосфилармония теперь занимает весь уникальный архитектурный комплекс.

Њ Самой масштабной постановкой последних лет стала «Голубая камея» Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна. В работе над спектаклем принимали участие режиссер Михаил Рабинович, балетмейстер Николай Андросов и знаменитый художник Алла Коженкова. «Голубая камея», уже в течение двух сезонов идущая с неизменным аншлагом, завоевала себе статус самого успешного спектакля республики.
Читайте нас: