Все новости
Культура
13 Марта 2012, 13:37

«Лишь искусство было и есть моим единственным призванием...»

Если вы не стали победителем — не огорчайтесь: она не последняя, и в следующий раз удача улыбнется именно вам.

Самая юная участница викторины Светлана Аминева.
Самая юная участница викторины Светлана Аминева.
Уважаемые читатели! Мы очень рады, что наша викторина о жизни и творчестве великого художника, опубликованная в «Республике Башкортостан» (№ 36 от 28 февраля), привлекла ваше внимание, а у нашей газеты оказалось так много эрудированных, неравнодушных к искусству, к людям, составляющим славу нашей малой родины, читателей. Тем более, что практически все ответы оказались правильными, и выбрать победителя было делом нелегким. Пришлось ориентироваться не на прекрасные знания творчества нашего выдающегося земляка, а на быстроту, с которой поступали ответы. Спасибо всем, кто участвовал в викторине. Если вы не стали победителем — не огорчайтесь: она не последняя, и в следующий раз удача улыбнется именно вам.

Победитель викторины — Н. М. Семенова, к сожалению, по каким-то причинам не сумевшая с нами связаться, прислать свою фотографию и немного рассказать о себе. Зато она успела выслать ответы в тот же день, точнее, раннее утро, когда вышла викторина, и правильно ответила на все вопросы. Мы решили, что своей «минутки славы» заслужила и самая, наверное, юная участница викторины Светлана Аминева, приславшая в редакцию не только ответы на вопросы, но и письмо: «Здравствуйте, редакция газеты «Республика Башкортостан»! Меня зовут Аминева Светлана Гафуржановна. Мне 13 лет. Я ученица 6А класса школы № 14 города Салавата. С детства пишу стихи, прозу. С охотой читаю газету «Республика Башкортостан». Зайдя на сайт газеты, я узнала, что проводится викторина к 150-летию со дня рождения Михаила Нестерова. Посетив библиотеки и взяв нужную литературу, я с удовольствием ответила на вопросы. Я очень заинтересовалась биографией и творчеством М. В. Нестерова! И решила, что это отличная тема для научно-исследовательской работы. Большое спасибо!»

Проверьте и вы себя: насколько точны и полны ваши знания о жизни и творчестве художника.

  1. Михаил Васильевич Нестеров принадлежал к старинному купеческому роду. Отец его славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться.
  2. Дом купцов второй гильдии Нестеровых выходил крыльцом на Лазаретную улицу, которую позже стали называть Центральной. Нестеровская усадьба тянулась на целый квартал в сторону Губернаторской улицы. Во двор выходило высокое крыльцо с резными колоннами, напротив стояли каретник, амбар и сарай для телег и саней. В глубине сада белел просторный флигель с тремя большими окнами и огромным залом, где Михаилом Нестеровым впоследствии была устроена художественная мастерская. Теперь на этом месте — гостиница «Агидель», на которой даже нет мемориальной таблички в память о Нестерове. Когда-то она существовала — ее установили в 1962 году в честь столетия со дня рождения художника.
  3. Ум и чуткость родителей Михаила Нестерова проявились в том, что они согласились с советами учителей, подметивших художественные способности мальчика, и, несмотря на то, что в Уфе того времени к художникам относились как к неудачникам, людям третьего сорта, предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  4. В основе картины лежит легенда: когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей «начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте». Ну, а поскольку мальчик не ждал увидеть чудесного старца, а лишь выполнял повеление отца, то крепко прижимал к себе кнут, надеясь найти пропавших жеребят.
  5. Наибольшее влияние на творчество художника оказал Василий Перов, «истинный поэт скорби», как назвал его впоследствии Нестеров. Влияние его, более сильное и глубокое, чем это кажется на первый взгляд, на долгие годы определило отношение Михаила Васильевича к основным вопросам искусства.
  6. За свою картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» в 1885 году художник был удостоен звания свободного художника. В самом конце 80-х годов XIX века Михаил Нестеров прославился как автор, воспевающий в своих полотнах исторический колорит допетровской эпохи в развитии Российской империи.
  7. Это картина «Два лада», написанная в 1905 году, навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой Алексея Толстого, начинающейся со слов: «Порой веселой мая…». На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.
  8. В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела огромный успех. Мастер кисти оказался также мастером слова.
  9. Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942 год), сюжет которой навеян пушкинскими строками: «Уж небо осенью дышало…». Она была создана за несколько месяцев до смерти художника, которого ничто не могло оторвать от любимой работы — ни ухудшающееся здоровье, ни тяжелое материальное положение, ни лишения военного времени.
  10. Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. Последние годы его жизни были особенно тяжелы, и не только из-за того, что пришлись на военное время. В 1938 году художник был арестован и провел две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист Виктор Шретер, был обвинен в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника, Ольга Нестерова, была отправлена в ссылку в Джамбул.

Читайте нас: