Все новости
Культура
28 Февраля 2012, 07:17

«...Худо ли, хорошо ли, прожил я жизнь с кистью в руке»

Как ни странно, именно с войны 1812 года, события во всех отношениях трагического и тяжкого для России,

М. В. Нестеров «Автопортрет».
М. В. Нестеров «Автопортрет».
Как ни странно, именно с войны 1812 года, события во всех отношениях трагического и тяжкого для России, и начался расцвет живописи, литературы, архитектуры в стране — период, получивший блистательное название «Золотой век русской культуры». Виссарион Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Не забудем и о культурном влиянии других стран, столь подействовавшем на россиян, участвующих в военных действиях, и учтем, что непременным атрибутом победителей, хорошо ли, плохо ли, являются военные трофеи, а в их числе и творения западных живописцев, поэтов, скульпторов.
Но даже среди титанов живописи золотого века, таких как Брюллов, Кипренский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Васнецов, Кустодиев, имя Михаила Нестерова стоит несколько особняком. Михаил Васильевич соединил в себе безупречное владение техникой живописи и бездонную духовную глубину, позволяющую вглядываться в его картины все больше и больше, стараясь постичь безграничность его философской мысли. Известный знаток русской живописи Александр Бенуа высказался о творчестве художника так: «Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура — как будто высказывает в своих картинах свою собственную душевную борьбу». Нам же остается лишь гордиться тем, что на первой в его жизни передвижной выставке Михаила Васильевича называли не иначе, как выходцем из далекой Уфы. А помнит ли нынешнее племя, «младое, незнакомое», подробности жизни человека, чей подвижнический труд стал достоянием не России, но всего мира?

1. Кем были родители будущего живописца: а) купцами; б) малярами; в) золотодобытчиками.

2. Как называлась улица, на которой стоял в Уфе дом, где родился будущий живописец: а) Богородская; б) Казанская; в) Лазаретная.

3. Родители будущего художника хотели видеть его: а) купцом — наследником семейного дела; б) инженером; в) согласились с его решением стать художником.

4. На передвижной выставке в Москве молодой художник представил свой шедевр «Видение отроку Варфоломею». Что прижимает к себе молитвенно сложивший руки отрок, будущий Сергий Радонежский: а) кнут; б) котомку; в) книгу.

5. Кого из художников-передвижников Нестеров долгие годы считал своим учителем за умение проникать в души людей: а) Василия Перова; б) Ивана Крамского; в) Исаака Левитана.

6. Как называлась картина, за написание которой Михаил Васильевич получил вожделенное звание свободного художника: а) «Пустынник»; б) «Смерть Лжедмитрия»; в) «Призвание М. Ф. Романова на царство».

7. Лишь одно полотно Нестерова было посвящено счастливой любви: а) «Девушка у пруда»; б) «Элегия»; в) «Два лада».

8. Как была озаглавлена книга воспоминаний художника, которой мы и обязаны знанием подробностей его жизни: а) «Моя жизнь»; б) «Давние дни»; в) «Воспоминания».
9. Последняя картина художника называлась: а) «Осень в деревне»; б) портрет физиолога Ивана Павлова; в) «Отцы-пустынники и жены непорочны».

10. Где и когда скончался и похоронен великий художник: а) в Уфе; б) в Москве; в) в Париже.

Творения российских живописцев давно вошли в мировой фонд культурного наследия человечества, но много ли имен художников используются искусствоведами в профессиональных терминах: «нестеровский пейзаж», «нестеровское настроение», «нестеровские девушки». «Твой нестерпимо синий, твой нестеровский взор», – писал Андрей Вознесенский…

Мы ждем ваши ответы, уважаемые читатели, в течение двух недель на сайте редакции. Победитель получит свою «Минуту славы» на страницах нашей газеты. Удачи!

Читайте нас: