Все новости
Культура
18 Февраля 2012, 15:34

Три тенора — «золотой вулкан» на сцене

Уфимские меломаны получили возможность услышать артистов мирового уровня

Когда поют три тенора, замирают женские сердца.
Когда поют три тенора, замирают женские сердца.
Для того чтобы насладиться концертом трех теноров, посвященным великому Марио Ланца (имя, заставлявшее трепетать преимущественно женские нежные сердца), не обязательно ехать в знаменитый нью-йоркский Карнеги-холл, где в 2009 году он прозвучал впервые. А чтобы проникнуться величием оперных арий, солнечной гармонией неаполитанских песен и таять от восторга, слыша русские народные песни, исполняемые с трогательным акцентом, совсем не нужно, чтобы этих теноров звали Доминго, Паваротти и Каррерас. Это и доказал гала-концерт трех теноров в Башкирской государственной филармонии, прозвучавший блистательным аккордом к зимним праздникам.

Грузин Давид Гвинианидзе, представляющий Европу, Георг Эннарис — бразилец из Симферополя, олицетворение раскованной Северной Америки, и ацтек из Мексики Алехандро Олмедо, темпераментный музыкальный посол Южной Америки, — уникальное трио, взвалившее на себя задачу не из легких: воплотить на самых разных концертных площадках, независимо от известности и размера, проекты фонда «Таланты мира», идейным вдохновителем и руководителем которого стал Давид Гвинианидзе. Обладатель бархатного «опьяняющего» лирико-драматического тенора и фактурной внешности романтического мачо, Давид петь начал в раннем детстве, в вокально-инструментальном ансамбле. И об опере не помышлял. Громкое пение, по его мнению, было лишено задушевности, свойственной грузинским песням. Больше всего будущей звезде мировой сцены нравилось слушать романсы в исполнении Нани Брегвадзе. Соперницей замечательной грузинской певицы стала великая Мария Каллас, которая считала, что петь надо, «обливая каждую ноту кровью сердца».
После Карнеги-холла проект, посвященный Ланца, которому в прошедшем году исполнилось бы 90 лет, объездил полмира, звучал в исполнении семи теноров, стал событием в музыкальной жизни Якутска, открыв сезон в только что построенной филармонии. Забавно, но наверняка мало кто из уфимских меломанов запомнил Давида, который, как выяснилось, выступал на сцене филармонии не в первый раз. Правда, тогда это был юный тенор, приехавший попробовать свои силы в конкурсе имени Наримана Сабитова, а не мировая знаменитость.

Приехавшие в Уфу Алехандро Олмедо и Георг Эннарис здесь уже не в первый раз, но наверняка некоторые подробности жизни и творчества замечательных артистов остались за кулисами сцены.

Для Алехандро, ведущего исполнителя Метрополитен-опера, концерт в Уфе чуть-чуть не дотянул до круглой цифры: он стал 147-м в рамках работы в фонде. Его путь на вершины музыкального Олимпа был непредсказуем и довольно необычен: приехав из Мексики в Нью-Йорк, совсем молоденький будущий премьер оперного театра Мехико устроился работать в очень неплохой ресторанчик. Туда заходили — на его счастье — такие знаменитости, как Пласидо Доминго. Голосистого мексиканца попросили спеть для тенора №1, как представили мэтра мировой оперы. На что Алехандро хмуро ответил, что кто такой Доминго, он не знает и знать не хочет, а оперу вообще ненавидит. Тем не менее, спеть пришлось. Очарованный «№ 1», не колеблясь, понял, что присутствует при рождении новой звезды, и поспешил эту звезду извлечь из ресторанного мира, дав 20 тысяч долларов и отправив в Италию учиться. Ныне журналисты называют его «золотым вулканом» за необыкновенный голос. Одним из самых ярких эпизодов своей карьеры Алехандро Олмедо считает совместное выступление с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго — в знаменитой тройке теноров он заменил Лучано Паваротти.

«Доминго — потрясающий человек, — считает Алехандро сегодня. — И как все великие люди, очень прост в общении, старается никогда никого не обидеть ни словом, ни делом. Даже когда он общается со своими детьми, всегда тщательно подбирает слова, чтобы не сказать чего-то лишнего, неприятного. Теперь для меня он действительно король. Правда, на сцене это уже совсем другой человек. Театр — его жизнь, и он делает все для того, чтобы спектакль прошел безупречно, проявляя при этом истинно итальянский темперамент. Например, в Метрополитен-опера у него было что-то не в порядке с голосом, и он буквально раздирал одежды Отелло, партию которого должен был петь».

У Георга Эннариса, настоящую фамилию которого — Гайворонский — не могут выговорить ни в одной стране, путь к сцене был гораздо проще. Его в музыкальное училище за ухо притащила мама-пианистка. И, как оказалось, ухо пострадало не зря: в Большом театре, в Токио, Уругвае, Аргентине аншлаг, если на сцене Георг Эннарис. Не говоря о том, что к молодому тенору весьма благосклонны особы голубых кровей: он неоднократно приглашался ко двору английских и испанских королей, на королевский бал в Баден-Бадене. «Самая эмоциональная публика, — считает объехавший практически весь мир певец, — в Италии и Южной Америке. В шутку говоря, там можно не петь, достаточно просто ходить по сцене. В России зрители более сдержанные, особенно в Москве. Мне очень понравилось петь в Обнинске, Калуге, Туле, Челябинске. Москва всегда долго «думает».

Естественно, на слуху у большинства любителей классики выступление корифеев оперной сцены, которые первыми «сообразили на троих» в бане, дав совместный концерт в древнеримских термах по случаю открытия чемпионата мира по футболу в Италии в 1990 году. Но концерт трех теноров, идею которого подхватили и размножили с переменным успехом певцы разных стран, вовсе не та самая изюминка, делающая «Таланты мира» уникальными, считает Давид. Пожалуй, заслуженный успех пришел к ним с концертом «Королевский турнир», когда на сцене выступали три тенора, три баритона и три баса.

То, что делает фонд «Таланты мира», не делает в России ни одна концертная организация. Это касается уровня певцов, приглашаемых поучаствовать в его проектах, огромного числа благотворительных акций, организованных фондом, и масштаба работы «Талантов». «Мы стараемся побывать практически в каждом городе, — рассказывает Давид. — Даже если это город с населением в 50 тысяч. Нам особенно приятно, что звезды мировой величины — а это около 200 человек — ныне почитают за честь выступить в наших проектах, что дает возможность жителям самых разных уголков земли услышать лучшие голоса оперной сцены. Самый главный наш спонсор — это наш голос. И то, что мы успешны, доказывает, что при соответствующей организации учреждения, подобные нашим, могут существовать вполне самостоятельно. Было бы желание и творческий подход к делу. Кроме того, именно концерты — прекрасная тренировка для голоса. У нас настолько богатый и сложный репертуар, что заменяет три спектакля». «Когда я жил в другой стране, которую называли Советским Союзом, — рассказывает Давид Гвинианидзе, — я учился в двух вузах, преподавал в музыкальном училище, работал в двух театрах и вел авторские передачи на двух каналах, читал лекции о классической музыке в доме-музее Палиашвили. Это было не так уж сложно: Грузия небольшая страна и добраться от одного места до другого нетрудно. На моих передачах выросло целое поколение. И когда я приехал в Москву, этого темпа мне стало не хватать. Я понял, что надо заняться чем-то глобальным. Так я и пришел к идее создания фонда».

«Музыка — отзвук далекого гармоничного мира, вздох ангела в нашей душе, разум, воплощенный в прекрасных звуках, — говорили мудрые. — Она одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе».

Читайте нас: