…Его называют артистом отрицательного обаяния. Причина и в неординарной внешности, и в богатом арсенале выразительных средств для сценического воплощения «отрицательных» персонажей.
Если Александр Федеряев играет подлецов, то так, что начинаешь испытывать к ним самые негативные чувства. И только уже после спектакля, стряхнув наваждение, понимаешь, какого высокого класса актер был на сцене — провоцировал, вызывал бурю эмоций. Таков его Масем-бай в «Черном иноходце» — отец, приносящий в жертву собственной гордыне самое дорогое — родную дочь. Таковы его герои в спектакле «Кавказский меловой круг» — князь Казбеки, Крестьянин и муж Груше. Каждый из них — олицетворенное зло, жестокостью, равнодушием, грубостью уничтожающее все настоящее, живое, прекрасное.
Но если внимательно перечитать репертуарный лист Александра Федеряева, понимаешь, что неисправимых злодеев он сыграл совсем-совсем немного. А вот острохарактерных ролей — не счесть! Фактурных, непохожих, запоминающихся. Без малого тридцать лет работы в театре (а пришел он в Русскую драму в 1983 году сразу же после окончания Уфимского института искусств), более 70 работ в спектаклях абсолютно разных режиссеров, и ни одна роль не стала проходной, второстепенной.
Нелепый, эксцентричный Жевакин в гоголевской «Женитьбе» Юрия Горина — через маску экзальтированного отставного лейтенанта с томным голосом и неестественной пластикой проглядывал несчастный, трагически одинокий человек. Неоднозначный Брэд Виннер в «Дорогой Памелле» Джона Патрика, в постановке режиссера Николая Черкасова. В его же спектаклях «Банкрот» и «Наливные яблочки» по Александру Островскому Федеряев замечательно сыграл Лазаря Подхалюзина и Глеба Меркулыча. Страстный, одержимый любовью Мизгирь в «Снегурочке». Его герои всегда внебытовые, тяготеющие к эксцентрике и гротеску, сомневающиеся, рефлексирующие, страдающие.
Федеряева, пожалуй, нельзя назвать актером-романтиком в чистом виде. Но его Шантеклер в одноименной драме Эдмона Ростана и Евгений Арбенин в лермонтовском «Маскараде» — истинные романтики, мятущиеся, сжигающие себя изнутри и разрушающие судьбы любимых людей. Для них нет компромиссов — если петь, то петь так, чтобы верить, что ты и только ты можешь разбудить зарю. Если играть с судьбой, то до самозабвения, до трагического финала. Артист произносит стихотворный текст так, словно он рождается сиюминутно, здесь и сейчас, и приоткрывает нам какую-то тайну.
Как истинный поэт, художник, творец. Как необыкновенный актер. Как человек, ценящий красоту.
5 интересных фактов из биографии Александра Федеряева
- В первый раз вышел на профессиональную сцену в Башкирском государственном театре оперы и балета: будучи студентом УГИИ, был занят в массовых сценах.
- Свою первую роль в спектакле Русского драматического театра сыграл в Кемерово: на гастролях его ввели в трагедию «Царь Федор Иоаннович» А. Н. Толстого на роль купца Красильникова.
- Отслужив в рядах Советской Армии, был призван на офицерские сборы в Душанбе, где его задержали сотрудники КГБ по подозрению в шпионаже. Как выяснилось позже, он был невероятно похож на американского шпиона.
- В 2002 году издал сборник лирических стихов.
- Всю свою творческую жизнь посвятил Академическому русскому драматическому театру РБ, где сыграл более 70 ролей, но любимая, как и положено, у него еще впереди.