Все новости
Колумнисты
31 Июля 2014, 17:38

Порок сердца

Старые камни мостовой чужой страны куда-то вели. Странное чувство — не знать, куда идешь. Неприкаянное. Ежедневно захлебываясь в водовороте сотен не своих жизней и своих обязанностей, внезапно оказаться вне круга — все равно, что быть выпрыгнувшей на берег рыбой. Хороший опыт ради одного вывода — и там, и там ты один.

Кокон собственного мира не всегда безопасен. Иногда он трескается. А ты еще не бабочка, а непонятное чудовище. Что делать, когда скорлупа трещит по швам, а ты не готов? Доламывать и выбираться, обдирая кожу? Впрочем, выбора все равно нет, кроме как выползти под обжигающее солнце. И идти, пытаясь заново научиться дышать.
Не разговаривать несколько недель. Пробовали? Рискните, интересные ощущения. Было что-то сюрреалистическое в том, что пока мои пятки утопали в золотом песке, а ресницы выгорали до белизны, в мире с неба падали самолеты, унося сотни жизней. Где-то грохотало оружие, а где-то варили пельмени. Люди вокруг общались, ругались, спорили, любились. На курорте украинцы смотрели на россиян волками. Держа за руку дочь, молча проходила мимо. Сил говорить о солидарной боли и о ненормальности происходящего не нашлось. Да и бесполезно. Разобраться бы с личной маленькой войной за смысл пути.

Замечали ли вы, что, будучи окруженным семьей, друзьями, работой, музыкой, книгами и т. п., в своем одиночестве признаваться не принято? Стыдно. Согласно современной глобальной мантре, это нытье хронического неудачника и вампирская тяга к публичной жалости. Тренд на улыбку при любых обстоятельствах и обязательной ежесекундной радости от бытия во многих породил тщательно скрываемые чувство вины и осознание собственной никчемности — если ведешь и чувствуешь себя иначе. Ощущать себя одиноким при наличии тех, кто тебя любит и о ком надлежит заботиться, грешно. С жиру бесится — вот и весь вердикт. Мы не признаемся даже самим себе в том, что, несмотря на лирико-романтическое и бытовое благополучие, порой совершенно одни. Однако хотя бы раз накрывало каждого, не правда ли?

Смешно. Тонны макулатуры и произведений искусства созданы про человека и его одиночество. Тема распахана философами вдоль и поперек, есть сотни вариантов происхождения и столько же способов борьбы. И то, и другое — схоластика. В жизни не работает. Одиночество — не синоним несчастья, а любовь (не важно, какая — гендерная, родительская, братская) — не панацея. Дело не в пресловутой недолюбленности, тяжелом детстве или недостатке внимания. Одиночество — состояние более глубокое. Не на поверхности и не столь зависящее от внешних условий. Что-то врожденное. Как порок сердца.

Не думаю, что это можно «вылечить» и не уверена в подобной необходимости. Вопрос простой — что и зачем делать, когда ты один? Насовсем и до конца. Вся бытовуха на автомате по инерции. Четкое понимание «ничто не ново под луной», «и это пройдет» и классических кризисных этапов лишь раздражает. Бег по экзистенциальному кругу, истоптанному миллионами ног до тебя, вызывает единственное желание — вырваться. Соскочить и держаться подальше. И от круга, и от его белок. Искать точки-зацепки в других? Опыт не рекомендует. Растиражированное «любить себя»? Глупость, засевшая накрепко в головах. Любите на здоровье. Больше цензурно-печатного сказать нечего. Быть источником уверенности и вдохновения или энергетической подпиткой для кого-то? Спасибо, но с меня хватит. Работа и новые трудные цели? Пожалуй. Времени на рефлексии и дурь не останется.

Вымощенная булыжниками мостовая старинно-глянцевого городка в итоге привела к тихому ресторану на морском берегу. Дочка танцевала и уплетала шоколадно-грушевый десерт, измазав веселое лицо. А мне, глядя на бирюзовую воду, вдруг стало легче. Порой долго молчать и думать полезно. Хотя бы ради того, чтобы осознать — одиночество не превращает в бесхребетного лузера, и признаваться в нем не стыдно. Напротив, оно дает силы, позволяет быть свободным и почти неуязвимым. А чтобы двигаться, не всегда нужен смысл. Иногда важно просто идти вперед.
Читайте нас: