Все новости
Колумнисты
4 Июня 2014, 14:48

Убойный регламент

Новый техрегламент о безопасности мяса, вступивший в силу с 1 мая, вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Он запрещает продавать мясо животных, забитых в домашних условиях. К чему это может привести?

Эксперты громко заявляют, что документ, несмотря на установленный — для раздумий — переходный период до декабря 2015 года, может сократить поголовье скота.

Создается впечатление, что он писался без учета реального состояния дел на селе. А оно таково, что убойных пунктов в районах… почти нет.

К примеру, в Башкортостане, как недавно заявил начальник Управления ветеринарии республики Вакил Буранбаев, насчитывается 43 пункта забоя скота. И это на 54 сельских района?! Впрочем, даже эта цифра вызывает у меня сомнения.

В системе Башпотребсоюза практически отсутствуют убойные цеха. Их придется создавать, покупать скотовозы. Для этого потребуется время.

Тот же Вакил Буранбаев «успокоил» общественность тем, что в Управление ветеринарии уже поступило более 50 заявлений от бизнеса на разрешение строительства забойных площадок, но поедут ли туда крестьяне, вот в чем вопрос.

Если прикинуть, в какую даль частнику придется везти на убой скотинку, станет понятно, что ему легче будет отказаться от выращивания свиней и бычков на продажу. А это приведет к медленному угасанию производства экологически чистой продукции на крестьянских подворьях. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

Разве поедет простой сельчанин со своей буренкой черт-те знает куда, если есть возможность забить скотинку у себя во дворе, на соломке. Многие сельчане делают это сами либо зовут профессионального резчика, которые еще остались на селе. Стоить это будет рублей пятьсот деньгами или несколько килограммов парного мяса. Уважающий себя резчик никогда не станет задирать цену.

А что же сулит крестьянину убойный пункт? Естественно, дополнительные расходы. Министр сельского хозяйства Оренбуржья Михаил Маслов прикинул, что забой на специализированном пункте с ветсанэкспертизой и выдачей сопроводительных документов будет стоить до полутора тысяч рублей.

И еще одна проблемка, которая может показаться малозначимой. Дело в том, что откорм животных на продажу помогает сельчанам оплачивать учебу детей в городе. Лишних-то денег в деревне как не было, так и нет. Как быть в этом случае?

С первого взгляда, безусловно, вводимый техрегламент вроде бы стоит на защите потребителя.

Но знает ли он, каким образом попало к нам на прилавок мясо из Бразилии, Австралии и т. д.? Сколько лет оно там хранилось? Но это-то мясцо быстренько превращают в фарш, колбасы, а там — поди разбери, какая была у него фамилия и возраст.

В последние годы поголовье крупного рогатого скота на наших крестьянских подворьях крутится вокруг цифры «триста тысяч голов». Солидное количество. Как сообщили в Башпотребсоюзе, это почти треть от поголовья всех 14 регионов Приволжского округа и больше, чем в Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, вместе взятых.

Это не считая свиней, овец, коз, гусей, уток, кур.

Хочу спросить, что мы будем делать, если все это уйдет с рынка?

Сегодня Башкирия и так, по заключению независимых экспертов, закупает до половины объема мяса и мясопродуктов за пределами региона. А тут и вовсе придет каюк животноводству.

Продовольственная безопасность требует, чтобы 85 процентов мяса в стране было своего производства. А лучше — сто. К этому надо стремиться, развивая как личные, так и фермерские хозяйства, сооружая перерабатывающие предприятия.

Почему же тогда нас заставляют рубить сук, на котором сидим?

Хочу добавить к сказанному (прошу ехидно не улыбаться скептиков), что крестьянский забой скота — это часть сельской культуры, целый ритуал, который сохранился в деревнях с древнейших времен.

Хорошо помню, как на родительское подворье резать скотину приходил уже немолодой мужчина с соседней улицы. Уважаемый человек! Но мы, пацаны, его сильно побаивались. Он же был с ножом.

Иногда зарезать скотину соглашался сосед — дядя Гриша Гареев, боевой разведчик, страстно любивший животных. Так вот, он умел каким-то непостижимым образом успокоить животное, тщательно осматривал, не больна ли чем скотинка, и лишь потом, прочитав молитву, приступал к своему делу.

За самим процессом убоя по мусульманским обычаям я не наблюдал, убегал подальше, потому что было очень жалко животных.

Свиней же резать приезжал родственник дядя Ваня Бегинин, и он тоже подходил к этой работе с большой ответственностью, стараясь избежать поросячьего визга.

Ну а как убивают животных в промышленных масштабах, я и рассказывать не буду. Вроде все быстро, но жутковато.

И еще одна история, так сказать, на десерт. Мы уже были взрослыми, обзавелись семьями, но ума в голове еще не было. Собрались как-то вместе друзья-одноклассники. Посидели, и вдруг Вовка Логойда говорит: «Мужики, отец у меня уже старенький, помогите мне забить нашего борова. Здоровенный вымахал, пора его на рынок свезти».

Мы по своей глупости согласились. Выпустили из сарайки порося, Вовка с ножом стоит, командует, кому передние, кому задние ножки держать, кому заваливать животное на бок.
— Мужики, не волнуйтесь, я его махом, прямо в сердце уколю, и готово.

Я взялся держать задние ноги. Крепко держу, никуда боров не денется.

Куда уж «уколол» Вовка матерого вепря, но, видно, промахнулся. Боров так дрыгнул ногами, что я отлетел в одну сторону, Вовка Петров — в другую, а резчик Логойда, оседлав свинью, помчался верхом… прямиком в сарай.

Через мгновенье боров с налитыми кровью глазами выскочил на волю и бросился на нас. Я даже не понял, как перемахнул через забор.

Потом пришел настоящий резчик с помощниками, посмотрел на нас, покачал головой и быстро справился с привычной работой.

К чему я рассказал об этом случае, спросите вы. А к тому, что каждым делом должны заниматься профессионалы. Даже те, кто пишет нормативные документы и другие бумаги, затрагивающие интересы очень многих людей.
Читайте нас: