Все новости
Колумнисты
20 Декабря 2012, 15:43

Конец ужаса

Когда просветлеет в мозгах, на которые легла тень Cредневековья?

Ожидание конца, в том числе и света — неизбежный ужас всего живого и смертного. Раз существуешь, значит, боишься, что перестанешь, и маешься от того, что не знаешь, зачем.

Сидя глубоко в коллективном мозге уже наевшихся, время от времени он пробивается наружу через эмоциональные СМИ — так сама себя называет желтая пресса. Тем, кто озабочен выживанием и пропитанием, не до этих пустых кошмаров — надо кормить деток. То, что у нас появился такой ужас, — плата за сытую жизнь и признак отсутствия голода.

Концов Света будет еще немало. Несмотря на отвращение к психовирусам, ненависть к их заводчикам и презрение к их распространителям, хочется найти в очередном Конце пользу. Я так думаю, что нужны они для сброса напряжения.

12 лет назад люди, которые не знают, зачем на клавиатуре «Ctrl», деланно боялись нулевой даты, 5 лет назад те, кто бозон не отличит от бизона, опасались коллайдера, теперь те, кто инков путает с ацтеками, поверили в календарь, о котором услышали впервые.

И дело даже не в темноте Средневековья, которая накрыла массовый мозг после того, как умер Капица, Пушной заменил среднее техническое, а индустрия гандапасов — высшее гуманитарное.

Мы охотно боимся птичьей чахотки и свинячьего поноса, видимо, потому, что остались без присмотра и чувствуем себя одинокими. Нужна одна на всех идея, а свобода-равенство-братство и делать любовь вместо войны — приелись и не работают, поскольку вранье не цепляет: мы на самом деле любим кичиться, ненавидеть и воевать.

Вот и пугаемся, охотно делясь сладкими, как майский гром, ужасами: страшно, но не опасно.

Банкам, корпорациям, ритейлерам и продавцам телефонных мелодий мы нужны темные, тревожные и одинокие. Идеологам, судя по эфиру общенациональных зомбификторов, — еще и доверчивые, слезливые и нетребовательные. С короткой памятью, чуть короче избирательного цикла.

Я лишь недавно вычитал, что цензура, которая сидела раньше на улице Кирова, 15, следила не столько за диссидентами и военной тайной, сколько за тем, чтобы разная антинаучная мразь не просачивалась через газеты в некрепкие мозги читателей. Помните всплеск охотников на йети и летунов на НЛО 20 лет назад? Это как раз ее отменили, на радость «целителям» и прочим кошмаровским. Я знаю людей, которых эта шиза держит до сих пор, они поют ей песню убежденно.

Несмотря на тренинги и гаджеты, недалеко отошли от порога Шульган-таша. И нам точно так же тоскливо перед Неизвестностью, похожей на смерть, пустоту и холод, как тогда. Почему-то немного жаль, что очередной апокалипсис — надувательство, настолько пустое, что даже обидно.

Ощущение, что мы от жадности, тупости и лени свернули не туда и занимаемся уже лет сто ерундой, типа войн, вранья и жранья, не может не угнетать, и потому мы нуждаемся в перезагрузке. Слишком много свободного времени, которое мы раньше убивали чтением газет, сплетнями, семечками и телевизором, а теперь смываем в интернет. Слишком много упаковки. Слишком мощные и прожорливые машины. Слишком много одноразовых или «ниразовых» тряпок, что у бедных, что у богатых. Слишком большие магазины. Слишком много продавцов воздуха, и хорошо бы чистого. Слишком быстро живем. Слишком мало хорошего делаем от души. Слишком много информации: мозг уже не успевает классифицировать — или жрет все без разбору, или отвергает и нужное, и ненужное, хавая лишь картинку и эмоцию. За все это мы ждем наказания и надеемся на очищение.

Разучились каяться, перестали делиться, дарить — вот и хочется все сразу сбросить, нажав на клавишу в верхнем левом углу клавиатуры, устав от вины. Вот и ждем-надеемся на очистку души путем всемирного потопа, почему-то рассчитывая в нем выжить.

А может, все проще, и это в нас доигрывает страх ядерной зимы, насажденный во времена брежневской «борьбы за мир», когда мы гордилась тем, что Уфа настолько знаменита в Америке, что ее непременно раздолбают першингом или трайдентом в числе первых двадцати городов?

Объявив 25 лет назад разрядку и сокращение ядерных арсеналов, нас просто забыли вывести из этого ужаса, вытеснив его потерей страны, безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Вот он и пробивается через четверть века массовыми психозами.

Каковы бы ни были причины ожидания Конца Света и сколько бы их ни было — за ними всегда следует начало чего-то нового, в которое не хочется брать то, от чего мы уже устали. Я готовлюсь к этому дню очень серьезно, тушеную конину заготовил еще полгода назад. Но самый лучший способ победить безотчетный страх перед неизбежным концом — глобальным или персональным — это расставить приоритеты, собирая в «тревожный чемоданчик» только то, что ценно, нравится и пригодится, отказаться от пустой суеты и порожнего беспокойства. Отстегнуть лишнее, отслоить мелкие страхи, шелуху и быть только там, где хочется, с тем, кто греет душу, и делать то, что соответствует твоему предназначению.
Читайте нас: