Все новости
Колумнисты
30 Октября 2012, 16:22

Бункер и обком

Недавно популярный медиаблогер igor_ufa выкопал объявление о продаже койко-мест в строящемся бункере под Уфой. Позабытый в советском детстве страх ядерной войны пробежал вдоль позвоночника и замер. Но почему-то в голове остался образ одного нашего здания бункерного вида, который принято называть «Белым домом», а некоторые называют «Пентагоном». Недавние указы президента нашей республики, направленные на оптимизацию исполнительной власти, сделали эту смутную ассоциацию с советским периодом очень четкой. «Это обком КПСС!», — подумал я, проходя мимо Дома республики, и выдохнул.

Еще не все понятно с министрами и агентствами, но я так понял, что живем мы теперь без премьера.
По советской привычке у нас с вами даже сомнений не было, что в республике как бы два главы исполнительной власти. Глава правительства и глава всей республики. Как бы «первый секретарь башкирского обкома КПСС» и как бы «председатель совета министров БАССР». Хотя с тех пор прошло уже лет двадцать. Одно крыло, «в сторону мечети» — это администрация, другое — «в сторону завода коммутационной аппаратуры» — правительство. Прежнее руководство республики не стало далеко ходить за образцами и скопировало 20 лет назад коммунистическую административно-командную систему (АКС). Первый секретарь обкома партии и был самый главный начальник этой самой АКС. Который всех вызывал на ковер, ругал и «подсказывал», какое кому решение «самостоятельно» принять. И потом еще ответственность нести за свою финансово значимую подпись. Мол, есть такое мнение, и мы с товарищами уже его утвердили. Раз ты коммунист — давай алга! Партия сказала «надо». Чиновник ответил «есть!» Хоть предсовмина, хоть председатель Верховного совета. Какое еще разделение властей?

И наша система складывалась, вернее, перекладывалась в те годы, когда республика играла в почти самостоятельную, как тогда говорили, суверенную страну. И к излету 90-х мы получили очень властный и влиятельный «обком», который особыми возможностями, кроме возможности испортить карьеру непослушному, возможности обратить внимание первого лица на ту или иную проблему, не обладал. В основном мало что работало без личного ресурса, связей в «большом мире» и телефонного права конкретного сотрудника АП, как правило, куратора той или иной части нашей жизни или территории, как правило, грамотного, обаятельного, терпеливого и в меру харизматичного. Хорошего, как правило, человека, трудягу и профи, как показывает мой опыт общения. Не «футболиста вопросов» и не мастера «спихотехники», как недавно выразился президент.

Правда, абсолютно лишенного финансовых рычагов. Ни «обескровить» для проформы зарвавшегося главу, у которого свое «лобби» на «той» стороне, ни подхлестнуть оперативно ту отрасль, которую президент считает в данный момент важной. Ну как тут управлять? Я не очень и сейчас представляю. Чуть какой вопрос хоть немного денежный — сразу бежать-звонить-напрягать «ту сторону», которая распределяет ресурсы, формирует и ответственно, я уверен, сопровождает бюджет. А задачи-то стоят ого-го. А там пока колесо провернется бюджетное, уже все забудут, кто и чего задумывал, где какая строка. Но раз уже попал в строку нужную — будет тебе счастье. Но потом. Когда ты и все остальные уже забудут, зачем все это затевалось.

Получается, что сейчас затеяна самая большая реформа во всей советской и постсоветской Башкирии после хрущевских совнархозов. Потому что в 90-е годы была просто клонирована советская административно-командная система, только секретарей обкомов тогда переименовали в руководителя администрации или его зама и, например госсекретаря, а инструкторов обкома — в специалистов. Завотделами разве что повысили в начальники управлений.

Это «обкомство» было для нас природным явлением, в то время как в других субъектах РФ — другие управленческие схемы, где центры принятия решений и центры финансовой ответственности как-то ближе друг к другу расположены. Найдите, например, у нас в прежней схеме аналог должности вице-губернатора, который отвечает за бюджет? Премьер? Министр финансов? Вице-премьер? А в Новгородской области такой есть, первый вице-губернатор. В Москве — тоже есть, заместитель мэра. Кстати, наш земляк, «однофамилец» нашего нового вице-премьера по ай-ти.

В общем, я тоже не знаю, каким будет слитый воедино «Белый дом» и что там останется от обкома, и будет ли там что-то от Белого дома на Капитолийском холме. Кем кого назначат, кто кому будет начальник, а кто кому дурак. Да и не очень, честно говоря, интересно. Знаю только, что система эта формировалась десятилетиями и довольно стихийно, собрала немало системных же ошибок, в которых люди отдельные и не виноваты, хотя от этого не легче.

Суверенитет, наложенный на КПСС и умноженный на кумовство, — очень сложный коктейль. Наверное, есть и будет сопротивление большое, и привыкли люди к определенному образу жизни и мысли. И риски политические есть, и управленческие — бумажки какие-то могут застрять между этажами и в перегородках в эпоху перемен.

Но раз уж затеяна эта реформа — значит, по-другому уже было нельзя. Потому что одно дело — две ветви исполнительной власти, когда есть в запасе «нефтяной жирок», другое — когда его нет. И мне уже все меньше хочется думать о том, кто и какую позицию занимает на нашем «Капитолийском холме». Лишь бы машинка по обеспечению нас, смертных, государственными услугами работала четко и бесперебойно. И перестала быть для граждан толстостенным бункером. Тут критерий один — чем меньше гражданин думает об органах власти, тем, значит, лучше они работают на него.
Читайте нас: