Все новости
Колумнисты
22 Февраля 2012, 14:02

Переаншлаг

Когда театры заговорят о современности?

У театрального люда есть такое слово для обозначения интереса публики к тому или иному спектаклю. Если «аншлаг» в точном своем значении говорит о том, что все билеты проданы, что зрители пришли, то «переаншлаг» означает — в зале яблоку негде было упасть, а кто не пришел — об этом пожалел.

К сожалению, в последние годы, если не десятилетия, наши театры не могут похвастаться переаншлагом. На память приходит только «Бибинур, ах, Бибинур!» Рифката Исрафилова с Олегом Хановым в главной роли в Башкирском драмтеатре да некоторые спектакли гостей фестиваля «Туганлык».

С чем это связано? Думаю, прежде всего с тем, что театры ушли от опасной современности в безопасное виртуальное пространство своего личного и коллективного эго. Посмотрите афишу любого театра, много ли там спектаклей о современности? Да практически нет.
Мне могут возразить, да и возражают, что скрывать. Театры нынче живут в своем собственном мире, где властвуют свои законы, свои соображения. И в ответ на это зритель начинает голосовать единственным доступным ему способом — ногами. То есть он перестает ходить в театр. За последнее десятилетие посещаемость наших театров устойчиво падала.

Думаю, читатели газеты и сами видят, что о театре пишут мало. И это тоже показатель.
В поисках ответа на вопрос, почему зрители не хотят ходить в театр, сам театральный народ предлагает любопытные размышления. Например, он полагает, что у нас нет местных драматургов. Что надо ставить исключительно иностранцев. На худой конец, бесконечного Туфана Минуллина. Что народ хочет только и исключительно комедии. А народ как не ходил, так и не ходит.

В поисках зрителя театры идут на любопытные эксперименты. Например, башкирский и татарский театры ставят спектакли на русском языке. А Стерлитамакский башкирский театр драмы увлекся проведением вечеров «кому за тридцать». В городе уже появилось устойчивое мнение: хочешь «снять» девушку — иди к башкирскому театру.
Это следствие еще одной устойчивой мысли в театральной сфере — искусством не заработать. А на мой взгляд, это свидетельство недостаточной преданности своему делу, неверие в него. Но как может сообщество, замкнувшееся в себе, прислушаться к мнению со стороны?

И вот случилось событие, которое разом опровергло все местные театральные мифы.
9 февраля в Башкирском драмтеатре прошла премьера спектакля «Февраль. Буран», посвященного выдающемуся поэту Рами Гарипову. Не комедия. И написана пьеса местным автором — драматургом Зухрой Буракаевой. И народ пришел. Случился, наконец, переаншлаг.

Поймет ли народ театральный, необходимо обновление или нет, — об этом мы узнаем только со временем. А пока хочется поздравить Башкирский драмтеатр за истинную, а не показную смелость и обращение к современности, ведь настоящие поэты современны всегда.
Читайте нас: