Все новости
Колумнисты
12 Января 2012, 17:57

Кто удовлетворит дам в бутиках, или

Как столице не стать райцентром?

Шамиль ВАЛЕЕВ
Шамиль ВАЛЕЕВ
Прочитал декабрьскую заметку Соколова-Митрича в «Русском репортере» про Саратов. Там какая-то настоящая урбанистическая... дыра.

Начал переживать за Уфу, вокруг которой сейчас кружат силы с непонятными мне интересами и «хотелками». На примере Саратова видно, что атомизация, деградация, раздрай элит может сделать из мегаполиса райцентр, переходящий в колхоз «40 лет без урожая». Конкуренция ради конкуренции и веселья — мне такая перспектива не шибко нравится. Чтобы там ни происходило — горожанами всегда наиболее востребован крепкий хозяйственник. Я бы сказал, ближе к ЖКХ, нежели к постмодернистским галереям. Сейчас Уфе явно нужен человек, который приведет в порядок управляющие компании. И раскачает нас, ленивых обывателей, чтобы мы начинали «троллить» жилконторы. Независимо от формы собственности. Чтобы не так воняло в подъезде, как воняет у меня.


Есть в заметке про Саратов некоторые параллели с нашим краем. Много бывшей оборонки. Массовая эмиграция молодняка. Оказывается, в нулевые целое поколение выехало за пределы субъекта. Отсутствие желания жить хорошо, присутствие желания жить спокойно, удовлетворяться малым. У нас, конечно, лучше, чем в Саратове. Там уже трамваи вставали на прикол. Но за свой город всегда стоит переживать. В Саратове явно и долго не везло с элитами и мотивацией. Что же конкретно у нас намечается с новыми элитами, видно только в общих очертаниях. Что-то будет видно в марте.

Но мне не нравится даже отдаленная перспектива перманентной войны, которая становится порой выгодным инструментом влияния. «Воевать» легко и увлекательно. Интереснее, чем строить. Я точно знаю. И знаю точно, что остановиться не у всех получается.

А многие воевать, делить власть еще и не начинали, но, думаю, будут пробовать. Накопилось у уфимского купечества много чего нереализованного. Слишком долго с ним никто не считался, «уделяя внимание» крупняку.

Еще я думаю про теток, которые «нашли себя» в 90-е — бросив парты, кульманы, арифмометры, оставив мужей в трениках и майках-алкоголичках на диванах в обнимку с Валдисом Пельшем и Еленой Хангой, пошли торговать с тротуаров, челночить. Теперь у них бутики и постоянный загар. Джипы и крейзи-меню. И дети за границей. А также фото в журнале. Не только в рубрике «другие гости вечеринки».
Я думаю про девочек, которые мерзли в палатках и ларьках, учились зарабатывать в нулевые, чтобы никогда больше не есть спагетти с майонезом. А сейчас они — сила! Просто пока они катаются по морям, снимают стресс шопингом и шарахаются по клубам. Кто их представляет в образовавшихся элитах?

Кто, кроме глянца, говорит на их языке? Кто удовлетворяет их невыраженные групповые запросы? Им же скоро надоест только потреблять — появятся интересы более высокого порядка. Пока же с ними никто не разговаривает публично и серьезно. Не показывает, что их видят, понимают, сопереживают, помогают. А не просто доят и ... чмокают.

А вдруг они обидятся и выберут своим выразителем Тарзана или какого местного авантюриста смазливого?

Средний класс пора начинать привечать и уважать за каждый налогообложенный рубль. Пока достаточно внимания.

Я смотрю на своих сверстников, адаптировавшихся в этой жизни и не очень. Где мы находимся? На какой ступени? Кто разговаривает с нами? Мы вроде есть. Но какие-то туманные. Боящиеся своей тени. Не обозначающие и не проявляющие каких-либо интересов и даже хотений. Чего-то ждем, пионеры-брежневцы. Проходим школу жизни до сорока лет?

Пока я слышу общение власти с социально неадаптированными субъектами патерналистских отношений. Это правильно, они настрадались и натерпелись. Нужно внимание. Еще — приветы технократической городской интеллигенции, выпускникам наших «политехов» — авиационному и нефтяному. Только их, инженеров, почти не осталось в родных отраслях. А новые технари разбежались устанавливать стеклопакеты и чинить машины в дилерских мастерских. А кто что-либо хотел или мог — адаптировался за пределами субъекта. Поэтому инноваторство пока выглядит как нанопогремушка такая. Может, они пока отсиживаются по лабам, может, удастся вытащить их?

Вроде схлынула «пена», которая всегда бывает, когда появляется свежее начальство — ему на уши начинают приседать урбанкрейзи, перманентные терпилы-сутяжники, люди с незакрытыми гештальтами, изобретатели вечных двигателей. Это время, как показывает опыт, нужно просто пережить без травмы для своей психики и не давать втягивать себя в бесплодный, опустошающий диалог. Проходит волна разводчиков, наверное. Если они, эти волны, вообще кончаются когда-нибудь. На то одно лекарство — иммунитет. Вроде он есть. Новая власть первые экзамены выдержала.
Просто немного тревожно: не собирается у меня в голове цельная картинка. Локальное обновление происходит на фоне неких реверансов в сторону уличной долбократии в стране и очень вероятного мирового кризиса. Одно дело — Москва, где офисный планктон явно засиделся за компьютерами, другое дело — Уфа, где люди ходят на митинги друг на друга посмотреть. Я смотрел.

После многолетней привычки к одномерной вертикали что в Башкирии, что в целом по стране резко все усложнилось. Особенно для тех, кто привык смотреть в рот начальству. У всех ли есть такой навык — адаптироваться к резко усложнившейся схеме? Или нас опять ждет растерянность и ужас перед переменами, как в девяностые? Тут же надо нелинейные отделы мозга включать. Образ жизни менять. Или плюнуть на свою судьбу.

Ах, да. Соколов-Митрич, Саратов, «Русский репортер». Глубокое образное исследование. Текст запоминается на всю жизнь. Я тоже так могу. Но еще ни разу не делал. Горжусь, что прочитал.
Читайте нас: