История праздника День российского кино началась с того, что 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела в России.
Шесть советских и российских фильмов получили главную кинопремию «Оскар». В 1942 г. — документальный фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» в номинации «Лучший документальный фильм». Четыре художественных фильма были признаны лучшими в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» (1969 г. — «Война и мир» Сергея Бондарчука, 1976 г. —«Дерсу Узала» Акиры Куросавы, 1981 г. — «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, 1994 г. — «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова), 2000 г.— мультфильм Александра Петрова «Старик и море» Александра Петрова в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».
Семь фильмов японского режиссера Акиры Куросавы (1910-1998) входят в рейтинг лучших мировых киноработ. В начале 70-х годов у Куросавы был очень непростой период: коммерческие провалы его фильмов и трудности с поиском средств на новые проекты довели режиссера до попытки самоубийства. И в это время он получил предложение о совместной постановке с киностудией «Мосфильм».
Первоначально Куросава хотел работать над «Тарасом Бульбой», затем пробовал писать сценарий к «Запискам из мертвого дома» Федора Достоевского. Эти попытки не увенчались успехом. Акира Куросава обратился к произведениям В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
Книги о Дерсу Узала заинтересовали Акиру Куросаву еще в 1930-е годы. Но в начале кинокарьеры он отказался от идеи экранизации потому, что понимал: снимать фильм надо непременно в тех местах, что описаны в романе. И вот спустя почти сорок лет режиссер вернулся к замыслу выразить на экране проблему вмешательства человека в дикую природу. На создание фильма было затрачено 4 миллиона долларов (курс американской валюты в то время составлял 90 копеек), на съемку отечественного фильма выделяли 400 тысяч рублей. Сверху приказали ни в чем режиссеру не отказывать: если захочет, чтобы подводная лодка всплыла в Уссурийской тайге — она должна будет всплыть.
От первого лица
Из интервью Владимира Васильева, второго режиссера на картине.
— Зачем нашей стране было давать деньги на фильм, который ставит японец?
—Политика. СССР спас Куросаву. Он в Голливуде взялся снимать фильм о нападении японцев на Перл-Харбор, но американцы навязали ему свои взгляды, и он расторг контракт, выплатил большую неустойку. Мы его спасли — дали возможность сделать кино. Получается, он «перешел» от американцев к нам.
В СССР фильм посмотрели 20 млн. 400 тыс. зрителей. Работать с Куросавой было сложно, но своей кропотливостью он вызывал восхищение. Фильм снимали два года. К каждому кадру он рисовал эскиз, сам подравнивал актерам грим и детали костюмов, развешивал искусственные листья на деревьях, сидел в ловчих ямах и был счастлив, если ему не удавалось выбраться. Юрий Соломин вспоминал, что режиссер лично собрал рюкзак для его героя, куда положил все, что было описано в книге. Актер этот рюкзак с трудом отрывал от пола.
Фильм снимали два года — в Москве, на Дальнем Востоке, в Ядринском районе Чувашии. Для съемок половодья режиссеру посоветовали реку Суру в Чувашии. Так в фильме Сура превратилась в дальневосточную Уссури, а жители близлежащей деревни Персирланы — в казаков-исследователей. Окажись в съемочной группе представитель Башкирии, наверняка он бы предложил для съемок одну из наших рек — есть из чего выбрать!
Дерсу Узала — реальный нанайский охотник, кочевал по Уссурийскому краю. В экспедиции Владимира Клавдиевича Арсеньева, исследовавшей Дальний Восток в 1906 и 1907 годах, он был проводником. Их первая встреча произошла в долине реки Уссури. Дерсу вышел ночью на свет костра, участники экспедиции приняли его за медведя, но услышали: «Стреляй не надо! Моя люди!»
Книга В. К Арсеньева про Дерсу еще при жизни автора стала популярной в России и за рубежом. Владимир Клавдиевич Арсеньев — капитан белой гвардии, исследователь и географ, военный топограф отправляется в тяжелую и сложную геологоразведку на Дальний Восток. В центре повествования Владимира Арсеньева образ одинокого таежного охотника Дерсу Узала — мудрого, доброго и отважного человека, оказавшегося в быту беззащитным как ребенок. Дерсу научил исследователя и его спутников выживанию в условиях дикой природы. «Лесной человек» Дерсу одно время жил у Арсеньева в городе, но решил вернуться в тайгу. На память от Арсеньева он получил ружье, из-за которого и был убит бывшим каторжником. На этом месте в память о Дерсу посадили ель. В честь Дерсу Узала названы астероид, село, жук и фонд развития экотуризма, созданный в 1998 году.
Советско-японский художественный фильм «Дерсу Узала», созданный в 1975 году, — первый фильм Акиры Куросавы не на японском языке. Соавтором сценария стал знаменитый советский писатель Юрий Нагибин, музыку к фильму написал Исаак Шварц. На роль Дерсу режиссер выбрал тувинского актера Максима Мунзука, Арсеньева сыграл Юрий Соломин.
Роль Дерсу Куросава предложил своему любимцу — японскому актеру Тосиро Мифунэ, но тот отказался, так как был на гребне популярности и советский проект его не интересовал. Максима Мунзука Куросава увидел в фильме «Пропажа свидетеля» и велел найти его. 65-летний тувинский актер Максим Мунзук прибыл на пробы прямо в охотничьей одежде, потому как две недели был в тайге, а когда вернулся, его сразу подхватили под руки и усадили в самолет до Москвы. Съемочная группа ждала решения под дверью, за которой надолго воцарилась тишина. А когда ассистенты приоткрыли дверь и заглянули — режиссер и актер сидели друг напротив друга и о чем-то увлеченно общались через переводчика. Так Акира Куросава нашел своего Дерсу Узалу. Максим Мунзук отвечал всем представлениям режиссера о персонаже и пробы были лишь формальностью.
Максим Мунзук — Народный артист РСФСР и Тувинской АССР, лауреат Государственной премии Тувинской АССР, кавалер ордена Дружбы народов.
Фильму, созданному кинематографистами двух стран, положено два «Оскара», но за ними никто не приехал, что шокировало американцев. Куросавы на вручении «Оскара» не было, а Соломин и Мунзук даже не знали, что фильм номинирован. Куросава был в плохих отношениях с американцами из-за фильма о Перл-Харборе и даже не забрал статуэтку. Ее получил японский продюсер, нашу — режиссер Георгий Данелия. Он приехал на кинофорум с фильмом «Афоня», и его попросили заодно забрать приз. Вручение получилось курьезным — ведущий церемонии ошибочно назвал его режиссером фильма «Дерсу Узала», а по возвращении на родину Данелию ждали поздравления от тех, кто решил, что он взял «Оскара» за «Афоню».
От первого лица
Юрий Соломин, народный артист СССР:
— Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе. Меня пригласили в гостиницу «Москва», где были накрыты столики и на экране показывали прямой эфир церемонии награждения. Но я не досмотрел и ушел. О том, что наша картина получила «Оскар», я узнал от жены. Я редко плачу, но у меня потекли слезы. Жена не поняла, и я объяснил: «Пойми, у нас с Мунзуком украли наш звездный час». В Госкино никто нас не поздравил…
* * *
К сведению
- «Оскар» — главная и наиболее престижная премия в мире кино. Награда с 1929 года ежегодно присуждается Американской академией кинематографических искусств и наук. Следующий «Оскар» — 2 марта 2025 года.
- Статуэтка «Оскар» представляет собой рыцаря, сжимающего в руке меч и стоящего на катушке киноленты. Фигурки высотой 34 см весит почти 4 килограмма. Каждый год выплавляется 50 статуэток, у каждой есть свой номер
- Сначала статуэтка изготавливалась из бронзы, в период Второй мировой войны из-за ряда ограничений — из гипса, сейчас используется британиум — специальный сплав олова, сурьмы и меди. Сверху покрыта слоем 24-каратного золота толщиной 0,38 микрон (две сотых толщины человеческого волоса).
- Победители, получившие «Оскар» не могут продавать свой приз по рыночной цене, статуэтки на самом деле им не принадлежат. Начиная с 1950 года, статуэтки находятся в собственности Академии. Получая премию, победители подписывают договор, согласно которому в случае, если захотят продать статуэтку, они должны сначала предложить ее Академии за $1.
Фото: Артур СМОЛОВ.