Время все расставило по местам — виртуальная экономика если и имеет право на существование, то только как дополнение к реальной. В последнее время слышится все больше разговоров о необходимости выбора суверенного пути с опорой на традиционные ценности.
У нас же они всегда были связаны с развитием средств производства как базовым элементом экономической политики.
Думается, не стоит объяснять, к чему привело слепое следование псевдолиберальным ценностям. Даже на примере Уфы видно, как в постсоветский период одна за другой исчезали производственные площадки, на которых открывались торгово-развлекательные заведения. Да и как иначе, если в 90-е член федерального правительства «успокаивала»: ничего страшного, продадим природные ресурсы — купим все, что нам нужно. А тем, кто остался без работы из-за закрытия предприятий, советовала «собирать грибы и ягоды».
И вот наступило время, когда и рады бы купить за границей, да никто не продает. А самим производить необходимое уже трудно — не хватает компетенций, квалифицированных кадров. А с парком станков на оставшихся предприятиях совсем уж худо — он ускоренно стареет. Новые же в основном импортного производства.
На прошедшем в Уфе Российском промышленном форуме привели данные: зависимость от импортных станков (их еще нужно обслуживать, покупать запчасти) на сегодня составляет 76 процентов. По инструментам зависимость еще выше — 82 процента. В денежном выражении из экономики России вымывается на эти цели 2,51 млрд долларов, которые могли быть потрачены на развитие собственного станкостроения.
Положительный момент в этой статистике: кривая в диаграмме зависимости от импорта делает разворот — еще несколько лет назад она была выше.
— Но успокаиваться причин нет, — говорит руководитель Национального союза поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки Павел Беликов. — Рост производства средств производства в стране идет, но пока еще не такими темпами, как импорт.
Примерно такие же данные приводит и президент ассоциации станкостроителей России Георгий Самодуров. По его словам, зависимость отечественной промышленности от импортных станков доходит до 80 процентов, но по ряду позиций удалось снизить этот показатель до 60 процентов и даже ниже.
— Могу отметить и позитивную тенденцию — опережающими темпами растет в России изготовление станков с ЧПУ (числовым программным управлением. — Ред.), — говорит Георгий Самодуров. — Объем выпуска отечественными предприятиями средств производства вырос за последнее время более чем в три раза — до 36 млрд рублей в год.
Впрочем, он признался, что не особо доверяет статистике. И привел пример: в прошлом году наблюдался резкий рост производства станков и оборудования отечественными предприятиями.
— На самом деле в отчетность включили не только средства производства, но и то, что мы можем назвать бытовым оборудованием, — пояснил Георгий Самодуров. — Не надо себя обманывать. Рост есть, но не такой стремительный, к сожалению.
Представитель челябинской станкостроительной компании Алексей Гузик в беседе с «РБ» отметил, что их предприятие выступает дилером иностранных производителей средств производства, но в то же время выпускает малыми партиями и свои металлорежущие станки.
— Сейчас на рынке доминируют китайские и турецкие компании, — говорит он. — Но видно, что наметилось оживление и со стороны отечественных станкостроителей.
Пока недостаточно, однако и не заметить этот процесс невозможно. На мой взгляд, здесь еще не хватает поддержки государства. При всех одинаковых параметрах импортные станки потребителям обходятся все же дешевле. Почему так происходит, нужно разбираться экспертам и выправлять ситуацию.
Именно такие компании, какую представляет Алексей Гузик, и предложил поддержать в своем выступлении на пленарном заседании Российского промышленного форума Павел Беликов. Он отметил, что при той денежно-кредитной политике, какой придерживается ЦБ России, предприятиям выгоднее хранить средства на депозитах, чем рисковать, вкладывая их в расширение производства.
— Нынешние дилеры иностранных компаний уже нарастили жирок в виде финансов и сейчас могли бы вложить их в собственное производство, — считает он. — Пусть первоначально это будет, как говорится, «переклейка шильдиков» или отверточная сборка. Так многие начинали в мире. В дальнейшем произойдет локализация производства, развитие собственных конструкторских бюро.
На ряде уфимских предприятий конструкторские бюро уже появились. Начальник одного из них — группы компаний «ЕСМ»-«Станкомонтаж» — Артем Данилин заявил «РБ», что у них оно даже не одно.
— Мы разрабатываем собственные решения и внедряем их в производство, — сказал он нам. — Фрезерные и токарные станки с ЧПУ, электрохимические станки для прецизионной обработки деталей из металлов и сплавов — все это уфимское.
По его словам, ни один продукт, даже производителей с мировым именем, не может быть на сто процентов изготовлен в одном месте.
— Есть глобальное разделение труда, и электродвигатели, к примеру, в литейном цеху не производят. Это нецелесообразно, — объяснил он. — Конечно, чем выше локализация, тем лучше. У нас по ряду станков она превышает 90 процентов. Даже программное обеспечение у нас собственное.
Наш собеседник поделился и тем, как на предприятии решается болезненный на сегодня кадровый вопрос.
— Мы тесно работаем с вузами, приглашаем на практику студентов, даем свободу для творчества, — рассказывает Артем. — Мнение о том, что деньги решают все, ошибочно. Очень часто для людей важнее воплотить в жизнь свои идеи, самовыразиться. Да я и сам еще студентом сюда пришел, так и работаю.
Российский промышленный форум становится заметным событием в масштабах страны. Нынче на него приехали представители 20 регионов, в том числе новых. Были делегации из Беларуси и Китая.
— Башкортостан — крепкий промышленный регион, — сказал посетивший форум глава республики Радий Хабиров. — В этой отрасли у нас работают более 52 тысяч человек — высококвалифицированные, профессиональные, очень ответственные люди. Сегодня перед нами стоят очень важные задачи — сохранение динамики развития промышленного производства, решение кадровых вопросов, роботизация, цифровизация, обеспечение технологического суверенитета страны. В части импортозамещения мы должны не просто занимать освободившиеся ниши, а работать на опережение, создавать и развивать собственные новые направления.
Традицией стало открывать в рамках форума новые производства. На этот раз дали старт работе производственных линий компаний «Бурсервис» и «Туймазытехуглерод».
Группа компаний «Бурсервис» специализируется на технологической поддержке нефтегазодобывающих компаний. Она запустила в Уфе линию по выпуску инструмента для ремонта скважин. Директор по развитию производства Сергей Буйлов сообщил, что в создание нового комплекса вложили 280 млн рублей, что позволило создать 150 рабочих мест.
— Один из наших приоритетов — максимальная локализация производства и повышение импортонезависимости, — сказал он. — За последние два года мы инвестировали в развитие собственных производств более 450 млн рублей. Запуск новой технологической линии позволит увеличить объемы производства и расширить линейку выпускаемой продукции.
Немаловажный факт — Сергей Буйлов подчеркнул, что компания открыла корпоративный университет, в котором сотрудники повышают квалификацию. Такой подход позволяет готовить кадры с заделом на будущее.
Компания «Туймазытехуглерод» смонтировала на действующей площадке линию гранулирования технического углерода — его применяют при изготовлении резино- и абсотехнических изделий, в частности в производстве шин. В проект вложили 608 млн рублей, инвестиционную инициативу реализовали в том числе благодаря льготному займу Фонда развития промышленности Башкортостана.
Председатель совета директоров компании «Туймазытехуглерод» Ахат Газизов в беседе с «РБ» отметил, что новое производство для предприятия прорывное.
— Это новая ступень развития, — сказал он. — Линия позволит повысить производительность труда в 2,5 раза. В перспективе мы планируем построить еще одну, стоимостью 800 млн рублей, для выпуска высокоактивного углерода.
Ахат Газизов называет свое предприятие небольшим по сравнению с российскими гигантами. Но именно такие производства и призывают развивать власти страны.
К примеру, сенатор от республики Олег Голов отметил, что Башкирии досталось наследие в виде крупных предприятий нефтехимии.
— Перед нашей экономикой стоит задача на их основе создавать более мелкие производства для многих направлений, чтобы меньше зависеть от импорта и даже развивать экспорт, — сказал он на форуме.
Между тем Ахат Газизов поделился с «РБ» коммерческими секретами — практически половина произведенного «Туймазытехуглеродом» уходит на экспорт.
— Даже санкции не смогли нас сломать, — говорит он нам. — Европа ввела эмбарго на покупку российских техуглеродов. Тогда мы вышли на новые рынки. Тех, кто пережил перестройку и девяностые, вряд ли можно чем-то удивить. По итогам прошлого года экспортное направление предприятия даже увеличилось на процентный пункт. Так и будем продолжать работать — брать качеством.
«Параллельно с Российским промышленным форумом проводим в Уфе форум-выставку «Легпром-2024», — написал на своей странице в соцсетях глава региона Радий Хабиров. — Развитие этой отрасли — важный показатель состояния нашей экономики».
Впрочем, Радий Хабиров поправился, отметив, что в структуре валового регионального продукта Башкирии легкая промышленность не занимает большого места.
— Но за пять лет мы в полтора раза нарастили производство. Во многом благодаря нашей программе по поддержке этой отрасли и активной работе с предпринимателями, — отметил он. — За это время мы научились делать качественную одежду. Например, у меня в повседневном гардеробе появились вещи уфимского и нефтекамского производства. В республике выпускают востребованную спецодежду и военную форму. Предприятия Башкортостана шьют школьную форму, женскую и спортивную одежду, костюмы с этнической составляющей. У наших производителей появляются неплохие компетенции, которые нужно развивать — осваивать производство деловых костюмов, обуви. Пока еще мы в начале большого пути, но вместе справимся.
Радий Хабиров не только приветствовал участников форума, но также поблагодарил руководителей предприятий отрасли и работников за их неустанный труд.
— Я вам честно скажу, что развитие легкой промышленности для меня — особенная история, — признался Радий Хабиров. — Я считаю, что развитие легкой промышленности должно стать некой национальной идеей для нашей страны и республики.
Глава региона подчеркнул, что в Башкирии приняты меры поддержки и народно-художественных промыслов. Он указал на то, что ассортимент таких изделий с каждым годом растет, а женщины все больше отдают им предпочтение.
— Они действительно очень красивые, эстетичные, и хорошая ценовая палитра, — заметил Радий Хабиров. — Мы всегда внимательно смотрим, как развивается кожевенное производство.
Радий Хабиров напомнил, что уже четыре года в республике легкая промышленность поддерживается субсидиями. А это порядка 150 млн рублей ежегодно, которые уже помогли десяткам предприятий отрасли. На эти средства они приобрели оборудование, сырье. Такая помощь будет продолжена.
В прошлом году в Башкирии создали кластер легкой промышленности. Он позволил выстроить полноценные производственные цепочки и дал возможность восьми из них претендовать на федеральные меры поддержки.
На «Легпроме» также торжественно запустили новое производство: в Туймазинском районе швейный цех по изготовлению защитной упаковки для первичного сырья — мягких вагонных вкладышей и лайнер-бэгов. Компания «РиаПласт» вложила в проект 160 млн рублей. Ассортимент продукции — мягкие контейнеры, предназначенные для транспортировки и хранения пищевых и строительных материалов. Выпускаемая упаковка востребована в России и за рубежом — ее экспортируют в Казахстан и Узбекистан.
— Наше предприятие — крупнейший производитель контейнеров в Приволжском федеральным округе, — сказал директор компании Марат Шайдуллин. — С открытием нового участка мы значительно расширим свои экспортные возможности.