Все новости
Год полезных дел
17 Апреля 2023, 13:15

Мы из Шаушака

Если люди помнят своих предков, жизнь не угаснет и в опустевшей деревне

Фаниль МИНИБАЕВ  Дремучий лес уступил кладбище настырным и трудолюбивым сельчанам.
Дремучий лес уступил кладбище настырным и трудолюбивым сельчанам.Фото:Фаниль МИНИБАЕВ

В Караидельском районе неперспективная деревня Шаушак 14 лет назад потеряла последних жителей и теперь оживает только в садово-дачный сезон. Однако кладбище здесь большое — не одно поколение шаушаковцев обрело здесь последний приют. Теперь же из-за отсутствия присмотра и хозяйской руки оно приходит в запустение. Навещать могилы близких людям стало тяжело. Очень переживает за состояние погоста уроженка этих мест, а теперь жительница соседней деревни Урюш-Битуллино пенсионерка Гульсина Минибаева.

В программу не попали

— Много лет я ломала голову, как благоустроить кладбище, ведь оно было в плачевном состоянии, превратилось в дремучий лес! — рассказывает женщина, в прошлом секретарь сельского совета и педагог. — Ведь на помощь дачников рассчитывать не приходится. Обращалась с этим вопросом к прежнему главе администрации Караидельского района, обещали решить вопрос. В начале июля прошлого года написала письмо на имя главы районной администрации. Но получила отказ с разъяснением, что поскольку в Шаушаке нет постоянных жителей, проект по огораживанию кладбища нельзя реализовать по программам поддержки местных инициатив и софинансированию. В письме предложили это сделать за счет средств выходцев из деревни, предпринимателей и меценатов. Привели в пример деревню Татарский Урюш. Посоветовали сформировать оргкомитет из инициативных земляков и начать собирать деньги. Даже расписали возможные сроки: в августе прошлого — марте этого года сбор средств на проект, в мае — июле 2023-го — благоустройство территории кладбища. Сумма на все это требуется немалая.

Невозможное возможно

Гульсина Нигматзяновна позвонила односельчанину, главному лесничему района, поделилась с ним этой новостью и расплакалась. Но тут же начала действовать. Создала в мессенджере группу «Мы из Шаушака», стала искать и включать в нее земляков. Горячо убеждала их, что надеяться не на кого, а спасать место захоронения родных надо прямо сейчас.

В чате собралось 79 участников — это и дети, и внуки бывших жителей деревни. Всего идею поддержал 121 человек, кто сколько мог, перечислили деньги. Кстати, выходцы из деревни живут и в Караидельском районе, и в разных уголках Башкирии, и по всей России. Дачники тоже не остались в стороне.

Удивительно, но всего лишь за неделю люди собрали сумму, которой почти на все хватило, — 216 300 рублей. Закупили материал — столбы, профиль, сетку-рабицу. На 20 тысяч рублей купили профнастил и соорудили будку-времянку, приобрели инвентарь — лопаты, грабли. Даже выплатили зарплату тем, кто участвовал в обустройстве территории. За пять дней кладбище преобразилось до неузнаваемости. В последний день работы сюда пришел мулла, установили табличку на татарском языке.

— Очень горжусь своими односельчанами, — говорит Гульсина. — Они такие молодцы. Одни пожертвовали от всего сердца, другие поработали на славу. Так, например, Ильгиз Набиуллин приехал со своим сварочным аппаратом из Набережных Челнов. Усталых участников субботника и стройки кормили наваристым бульоном Альфина-апа Зиганшина, вкусным пловом и пышными блинами Фируза-апа Галлямова. Приятно было получить отзыв от жителя северного региона Ильдуса Зан­гизярова, который рос в нашей деревне: «Спасибо большое! Вы мою заветную мечту исполнили!» Я очень рада, что и моя мечта оказалась одной на всех. Когда люди объединяются, все невозможное становится возможным.

Но есть у шаушаковцев и другие идеи. На берегу реки стоит старинное каменное здание мечети без минарета. В башкирской деревне ее построили в 1910 году по инициативе помещика Урюшевской усадьбы Александра Груздева. Но недолго местные мусульмане радовались возможности молиться в сельском храме. Вскоре минарет разрушили. Само здание отдали под разные хознужды.

О том, что это объект культурного наследия, памятник архитектуры начала XX века, говорится в справке от 2002 года, выданной главным управлением государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия при минкультуры РБ имам-мухтасибу мусульманской религиозной организации Бирска.

Но один из дачников хранит в бывшей мечети свои стройматериалы, превратив ее в склад. У Гульсины и ее единоверцев болит душа за такое отношение к святыне. Они хотят, чтобы построенная 113 лет назад русским купцом мечеть снова служила людям — ведь рядом много башкирских деревень. И уже обратились за помощью к председателю совета Башкирского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Эльзе Маулимшиной. Они верят, помощь придет.

Автор:Айгуль НУРГАЛЕЕВА
Читайте нас: