Развитие малого и среднего предпринимательства на селе остается одним из важных направлений политики в сфере агропромышленного комплекса республики.
И этому есть объяснение — фермеры более мобильны в своей работе и могут быстрее «закрывать» те ниши, куда большой бизнес не идет из-за малой прибыли. Да и вкусовые предпочтения людей показывают, что их привлекает так называемый фермерский продукт. Процесс объединения фермеров и личных подсобных хозяйств в кооперативы для переработки продукции и вывода ее на рынки, запущенный несколько лет назад, набирает обороты — по этому показателю Башкирия находится среди лидеров в стране.
Между тем переработка невозможна без сырья. В республике насчитывается более 8 400 фермерских хозяйств, которые ежегодно производят 15 процентов валовой продукции сельского хозяйства. По этому показателю малые предприятия на селе находятся на том же уровне, что и по всей стране. К примеру, по итогам 2023 года башкирские фермеры произвели продукции на 30 млрд рублей, индекс производства фермерскими хозяйствами составил 79,8 процента. А уже по итогам первого полугодия прошлого года индекс вырос до 91,6 процента.
— Реализация мер поддержки и грантовых программ способствует ежегодному росту количества фермерских хозяйств и созданию новой товарной массы, — подчеркнул заместитель премьер-министра — министр сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов. — На сегодня фермерами засевается 35 процентов посевных площадей республики, это около одного миллиона гектаров, а также содержится более 19 процентов общего поголовья коров, 35 процентов поголовья лошадей, 11 процентов — овец и коз.
Сдерживает ускоренное развитие этого сегмента рынка среди прочих факторов и кадровый вопрос. Село ничем не отличается от других секторов экономики, здесь также наблюдается нехватка рабочих рук. И даже, может быть, в деревнях она ощущается более остро.
Несмотря на то, что в нынешних селах условия жизни уже мало чем отличаются от городских, отсюда продолжается отток молодежи. Впрочем, есть исключения.
— Я в городе могу только погостить, — отвечает на наш вопрос молодой житель села Озеро Дуванского района Даниил Панамарев. — Меня сразу тянет обратно домой. Да и кем бы я стал в городе? А здесь я сам себе хозяин.
Ну с хозяином Даниил, наверное, поторопился — пока он только помощник в хозяйстве отца в КФХ «Панамарев В. А.». Но помощник знатный — в 21 год Даниил спокойно перебирает двигатели тракторов, да и по ходовой части на все руки мастер.
— Я техникум окончил, по профессии — механик, поэтому ничего удивительного в том, что разбираюсь в технике, нет, — говорит Даниил.
Отец молодого фермера Владимир Панамарев сельским хозяйством занялся волей случая.
— Я по жизни кем только не был — строителем, дальнобойщиком, лесозаготовителем, — перечисляет он. — Жил в райцентре, и мои аграрные познания не простирались дальше огорода. Мама моя в местной газете вычитала объявление, что колхоз «Сеятель» обменивает фуражное зерно на картофель, и стала меня донимать: свози картошку, привези зерно. Мы еще скот держали, поэтому зерно нужно было. Поехал в село Озеро со своей картошкой, а там бухгалтеры хозяйства ее перебирают на складе. И моя будущая супруга среди них. Так познакомились, дело дошло до свадьбы, и я перебрался в деревню.
Но и став по-настоящему сельским жителем, Владимир Панамарев заниматься аграрными делами не спешил. В то время больший доход приносила работа на междугородних перевозках, на которых и был сколочен первоначальный капитал, позволивший отстроить новый дом.
— Правда, жена Ирина подсчитала, что я дома бываю лишь три дня в месяц, остальное время — на просторах страны, — вспоминает фермер.
В 2004 году он приехал вечером забрать супругу с работы да разговорился с главным агрономом района.
— Тогда им был Михаил Сахаров, — вспоминает Владимир Панамарев. — Он мне во всех подробностях рассказал, какую помощь оказывает государство семейным фермам, и посоветовал заняться этим. Поначалу я разговор всерьез не воспринял, но оказалось, он в душу запал. Уже ребенок в семье появился, а я все время в дороге провожу, пора бы и осесть. Поговорили с женой и решили заняться сельским хозяйством. Получили грант, кредит на 2,5 миллиона рублей взяли.
Купил на эти средства стены бывшей колхозной конюшни, отремонтировал помещение, прикупил 25 нетелей, трактор «Беларус», прицепной инвентарь. Так дело и завертелось, более 20 лет уже фермерствую. Вот и сына приучил, хотя и не хотел, честно говоря. Трудный это хлеб. Я бы желал, чтобы он более спокойной работой занялся, но Даниил меня не послушал.
Привлек Владимир к делу и племянника Андрея. Так что ферма получилась по-настоящему семейной.
— Мы молочным скотоводством занимались, доярки из местных были, — вспоминает Панамарев. — Но как только в райцентре медицинский центр построили, так они все туда на работу перебрались. И я их понимаю: в тепле, рабочее время нормированное, да и зарплата повыше будет, чем на ферме.
К моменту оттока трудовых ресурсов на ферме Панамарева уже было 60 дойных коров. Потеря кадров и трудности с оплатой за сданное молоко привели к тому, что фермер резко сменил курс своего хозяйства — перешел на мясное направление.
— Пока процесс еще в движении, на мясо пускаем выбракованный молочный скот, но уже заменяем его мясными породами, — говорит Владимир. — Плотно работаю с местным хозяйством «Урал-тау», у которого свой мясокомбинат есть. Мы с основателем предприятия еще с детства знакомы, поэтому все отношения на доверии, я очень этим дорожу. Весной мне средства нужны на полевые работы — обновить кормовые угодья, зерновые отсеять — «Урал-тау» меня авансирует. Ближе к холодам звоню им: приезжайте, забирайте откормленных бычков. До автоматизма все доведено.
Растениеводством Панамарев занимается, ориентируясь сугубо на животноводство. Что, впрочем, в условиях северо-востока с его климатическими условиями логично. Хотя поля с пшеницей в этом году дали урожай до 35 центнеров с гектара.
Новые технологии, новые подходы в растениеводстве помогают получать даже в суровых условиях приличные урожаи. И все же фермер полагает, что будущее у всего аграрного комплекса севера республики за мясным и молочным животноводством.
У Даниила Панамарева взгляды с отцом схожие, за исключением деталей.
— Отец комбайн продал, решил меньше зерноводством заниматься, — говорит Даниил. — Думаю, это спорный момент. Даже для получения фуража нам нужно больше сеять зерновые культуры. И кормовые травы разнообразить. Словом, перспективы есть, нужно только этим плотнее заниматься.
Даниил, на наш взгляд, не по годам рационален, а это качество для фермера необходимо. Его отец рассказал историю, как сын начинал трудовую деятельность в хозяйстве.
— Даня уже с десяти лет мне помогал, конечно, — вспоминает он. — А когда вернулся после учебы в техникуме, были положены подъемные от государства — 750 тысяч рублей. Я ему говорю: добавлю тебе денег, купи себе автомобиль. А он отвечает: машина подождет, трактор для нас нужнее. Так вот еще один трактор у нас и появился.
Даниил Панамарев настроен продолжать дело отца и уже сейчас во многих вопросах подменяет старшего в хозяйстве. Кто-то скажет, что этот случай — исключение из правил. Но если бы в каждом районе республики появилось по десятку таких неравнодушных молодых людей — дела резко пошли бы в гору.
На последнем Дне поля в Башкирии Ильшат Фазрахманов в шутку сказал, что перестанет общаться с теми аграриями, у которых детей меньше, чем у него. А это не меньше пяти. Население в деревнях действительно быстро убывает — снижается рождаемость, уезжает молодежь. И то, что в таких условиях на первый план выходят новые технологии аграрного производства, меняющие правила работы в сторону усиления их эффективности, — факт. Как и то, что новые технологии не требуют столько людей в аграрном производстве, как раньше.
Небольшие аграрные предприятия уже сейчас играют ключевую роль на рынке России. Мелкие фермеры и крестьянско-фермерские хозяйства обеспечивают до 60 процентов валового сбора зерновых и масличных в стране, подсчитали эксперты зернового рынка.
О важной роли небольших хозяйств говорит и вице-премьер федерального правительства Дмитрий Патрушев: по его словам, малые сельхозпредприятия собирают около половины урожая зерна в России, а в общем объеме сельхозпроизводства доля фермеров составляет около 15 процентов. Значителен их вклад в показатели производства молока, мяса, картофеля, овощей и ягодной продукции.
Так что тренд на развитие аграрной отрасли прослеживается отчетливо. Правда, и новые проблемы появляются с завидной регулярностью. Эксперты оценили рост издержек в сельском хозяйстве: расходы на логистику выросли на 20-25 процентов, оборудование и запчасти стали дороже почти на треть, расходы на оплату труда возросли на 10-12 процентов. Но это уже другая тема, касающаяся общей ситуации в стране, действий финансовых регуляторов и в целом требующая отдельного обстоятельного разбора.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Радий ХАБИРОВ, глава Республики Башкортостан:
— Мы стараемся участвовать во многих федеральных программах, это привлекает в регион дополнительные средства и вместе с республиканскими и местными проектами дает возможность предпринимателям развиваться, улучшает качество жизни.
Четыре фермера из Башкортостана получат федеральные гранты по программе «Агротуризм» в 2025 году. Победителей конкурса определила комиссия минсельхоза России.
В общей сложности представители республики выиграли 36,7 млн рублей. В 2023 году эта сумма составила 22,7 млн рублей, тогда тоже победили четыре проекта.
По условиям грантового конкурса, участвовать в нем могут сельхозтоваропроизводители — субъекты микро- и малого предпринимательства за исключением ЛПХ. Сумма гранта — от 3 до 10 млн рублей, она зависит от объема собственных средств, которые фермер планирует вложить в свой проект.