Все новости
Экономика
25 Июня , 11:15

Режим роста

В особой экономической зоне «Алга» выпускают продукцию мирового уровня

Александр ДАНИЛОВ  В компании «Заспорт» во главе угла качество и современный дизайн всех видов продукции.
В компании «Заспорт» во главе угла качество и современный дизайн всех видов продукции. Фото:Александр ДАНИЛОВ

Каждый регион старается создать для бизнесменов максимально комфортные условия. Не за просто так: в ответ государство ждет прорывных технологий, уникальных производственных линий и много еще чего особенного. Когда стремления сторон совпадают, получается неплохой эффект. Да и возникающие проблемы на пару решать легче. Что лишний раз демонстрирует собственным примером расположенная в Башкирии особая экономическая зона «Алга».

Молодые и дерзкие

Особых экономических зон (ОЭЗ) сегодня в России 26. «Алга» среди них — одна из самых молодых. И, может быть, поэтому — одна из наиболее «дерзких». Во всяком случае, в 2021-м и 2022 году именно ее признали самой динамично развивающейся среди ОЭЗ промышленно-производственного типа, а в прошлом году «Алгу» назвали лучшей в номинации «Импортозамещение» VII Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России.

Несмотря на зафиксированные награды, «Алга» очень динамично развивающаяся территория, где можно встретить как обустроенные промышленные корпуса с отлаженным производством, так и просто котлованы, где тем не менее вовсю кипит жизнь на так называемом нулевом цикле.

— В «Алге» четыре площадки, по две в Ишимбайском и Стерлитамакском районах. Такая локация позволяет размещать предприятия по кластерному типу с учетом их отраслевой принадлежности. Наличие трех городов помогает частично закрывать потребности в кадрах, использовать потенциал уже имеющихся производств. Сейчас на территории ОЭЗ зарегистрировались 22 предприятия с абсолютно разными сферами деятельности. Уже создано около тысячи рабочих мест, со временем их число увеличится втрое, — рассказывает директор управляющей компании ОЭЗ «Алга» Артем Пензин.

ОЭЗ в Башкирии активно заселяется. За три года, если округлять цифры, из 700 гектаров территории освоено уже 600. Поэтому «Алга» растет новыми площадками. Недавно появилась еще одна в Уфимском районе, на очереди — «участок» в Агидели, где уже определен пул инвесторов, в том числе якорный.

Первыми, как известно, в особой зоне наладили производство швейники — «Аркада» и «Заспорт», затем «Амкадор». Ожидается пуск второй очереди компании «Амкодор», предприятий «Зур», «М-Синтез», «ФГ Дога» и некоторых других.

Деньги, «вкопанные» в землю

Многих инвесторов «Алга» привлекает удобной логистикой, недалеко проходят современные трассы практически на все стороны света. Но добраться до строительной площадки будущего завода по переработке углеводородных газов в ароматические углеводороды, который находится на площадке №4 ОЭЗ, сегодня не так-то просто. К ней в обход завода «Газпром нефтехим Салават» ведет извилистая гравийная дорога, которая имеет право на существование разве что в сухую погоду. Впрочем, для многих промышленных строительных объектов это норма. Во всяком случае, на первом этапе работ.

— Идея строительства предприятия появилась еще в 2019 году, когда в одном из НИИ Новосибирска был сделан ряд прорывных профильных изобретений. Тогда, правда, было немало скептиков, ведь похожие технологии можно было купить и у западных фирм. Но жизнь все расставила по своим местам, — рассказывает заместитель директора финансовой группы «Дога» Иван Панкратов.

В ноябре 2020 года компания стала резидентом «Алги», бесплатно получив от государства участок в 37 гектаров. Правда, земля оказалась с обременением в виде пролегающих в ней сетей. На их вынос, получение заключений различных экспертиз ушло чуть ли не полтора года. В итоге добро на возведение завода дали в ноябре 2022 года, когда начинать строительные работы из-за погодных условий было уже бессмысленно. Так что предприятие начало материализовываться в железо только год назад.

Сырьем для него станет бутан-пропиленовая фракция, которую предоставит «ГНС». Этот реагент считается у газохимиков побочным и раньше уходил фактически в никуда. Теперь же будет пущен в дело, да еще как: на выходе появятся десятки соединений, из которых можно получать ткани, растворители, лекарства и еще много чего. В итоге страна перестанет по многим позициям зависеть от капризов и цен зарубежных поставщиков. Недаром на уровне правительства России технологии компании включены в число приоритетных и критически важных.

Сейчас на месте будущего уникального завода можно увидеть несколько глубоких котлованов, из которых вздымаются вверх стальные колонны. Иван Панкратов не без юмора объясняет, что пока все деньги «закапываются» в землю. Это десятки километров специальных трубопроводов и сетей, фундаменты для газохимических установок. Почти половина уникального оборудования уже изготовлена на десятках российских предприятий и до конца этого года должна быть смонтирована. Затем, уже в 2025 году, последует другой непростой этап работ по отладке всей технологической цепочки. Дело кропотливое, но для специалистов привычное. В довершение ко всему появится 117 рабочих мест.

А что касается дорог, то здесь все со временем образуется. Обязательства построить нормальные подъездные пути, как и всю другую внешнюю инфраструктуру, взяла на себя республика в лице Корпорации развития РБ. В том числе, что очень важно, и специальную железнодорожную ветку для приема сырья и отгрузки готовой продукции.

Примечательно, что «Дога» зарезервировала за собой еще один крупный земельный участок для дальнейшего развития производства. Так что эффект от инвестпроекта для экономики Башкирии и страны со временем только увеличится.

Ниточка с иголочкой

Если у предприятия, которое строит «ФГ Дога», все впереди, то швейники сегодня трудятся, что называется, на всю катушку. «Аркада» и «Заспорт» — соседи, располагаются рядышком во внешне схожих современных производственных корпусах, издали чем-то даже напоминающих современные торговые центры.

«Аркада» — первая компания, которая начала работать в «Алге», было это в декабре 2021 года. Здесь шьют рабочую одежду для нефтяников, железнодорожников, сотрудников метрополитена и других специалистов, работающих отнюдь не в стерильных условиях. Например, пользуются спросом специальные комплекты из ткани, пропитанной средством, уберегающим от клещей. Отсюда и требования заказчиков к готовой продукции.

На предприятии должно работать около тысячи человек, но фактически сегодня трудятся немногим больше половины. Кадры набрать непросто.

— Поэтому мы заключили соглашение с республиканским Управлением по исполнению наказаний, и немало людей, осужденных к принудительным работам, теперь трудятся у нас. Для этого созданы необходимые условия. Мы — чуть ли не единственное предприятие в стране, где бок о бок трудятся осужденные и простые граждане, — поясняет генеральный директор «Аркады» Сергей Романов.

Причем дела у компании идут успешно, сейчас здесь производится по 6000 летних или по 4000 зимних комплектов ежемесячно, множество жилетов. Потребность в разы больше, были бы люди. Пока работа идет по графику «два через два» по 12 часов. Несмотря на четыре сотни строчащих машинок, в огромном зале, можно сказать, тихо. Все-таки современная техника, в том числе и швейная, ушла далеко вперед. Во всяком случае, беседовать с начальником производства Мариной Дратовой можно, не повышая голоса.

Марина Александровна рассказала не только о производственных успехах, но и о других особенностях коллектива. Здесь очень большой разброс по возрасту — от 20 до 62 лет. Женщины приезжают аж из трех городов — Стерлитамака, Салавата и Ишимбая. Как и из деревень. Есть общежитие на 250 койко-мест, где можно провести ночь между сменами, организована доставка транспортом и бесплатные комплексные обеды. Зарплата сдельно-премиальная, тоже разная. Можно получать и 30 тысяч рублей, а при должной сноровке — в два раза больше. А еще здесь раз за разом играют свадьбы между сотрудниками. Причем женятся и те, кто сейчас отбывает фактически наказание…

Вот одна из таких историй. В раскройном цехе работает девушка, парню которой присудили исправительные работы. Дело было в соседнем с Башкирией регионе. Молодого человека направили трудиться в «Аркаду», его возлюбленная продала квартиру в своем городе, купила жилье в Ишимбае и тоже устроилась на предприятие. Недавно они официально стали мужем и женой.

Марина Дратова сама прежде работала на Ишимбайской трикотажной фабрике и считает, что трикотаж в общем-то шить проще. Только вот в компании «Заспорт» вряд ли с ней все согласятся.

Расположенное по соседству спортивное предприятие внешне выглядит как близнец «Аркады». Да и внутри тоже: огромный зал, уставленный столами с точно такими же японскими и австрийскими швейными машинками. Номенклатура изделий — от носков до верхней одежды. Есть даже свой экспериментальный цех, где перед запуском на конвейер отрабатываются опытные модели. Дизайнеры и конструкторы моделей находятся в головной компании, а на территории Башкирии располагается скорее производственное подразделение.

А вообще, спортивная одежда, которую выпускает компания, — на загляденье. Она и практична, и, что называется, фасониста. Пользуется спросом и у простых граждан, и у профессиональных спортсменов. Одни из последних крупных заказов, например, были выполнены для сборной Башкирии и для Олимпийского комитета России. Но есть нюанс: пока еще не все поставщики в России могут удовлетворить потребностям компании, так что около 70 процентов используемых тканей — импортные.

— Мы сейчас выходим на максимум, при полной комплектации можем производить 562 тысячи изделий в год. Штат предприятия насчитывает сегодня немногим более 100 человек, хотя нужно 360, — рассказывает исполнительный директор компании «Заспорт» Александр Жернов.

Да, здесь, как и в «Аркаде», есть нехватка специалистов. Сейчас пополнение в основном идет за счет госпрограмм по переобучению на новые профессии. Но в компании уже всерьез прорабатывается вопрос о заграничных трансферах.

— Сейчас выпускаем в основном трикотажные изделия, заказов идет очень много. Но одновременно по принципу «готовь сани летом» уже готовим поток по пошиву зимней одежды. Так что поставленную задачу по импортозамещению решаем успешно, потенциал роста у нас огромный, — говорит Александр Жернов.

Впрочем, на это заточены все без исключения резиденты ОЭЗ. Оказывается, чтобы приобрести качественные товары или продукцию, вовсе не обязательно смотреть по сторонам. Все это можно получить с помощью таких вот производственных зон, как «Алга». Так что скорее не заграница нам поможет, а мы ей. Было бы желание, деловая предприимчивость и умение находить общие приоритеты с государством. Пример ОЭЗ «Алга» доказывает, что все это вполне реально.

Ишимбайский район.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Радий ХАБИРОВ, глава Башкирии:

— Мы стремимся привлекать все больше инвесторов, в основе деятельности которых — импортозамещение. В свою очередь, наша Корпорация развития, управляющая компания ОЭЗ «Алга», создает для предпринимателей комфортную инфраструктуру — сопровождает проекты, помогает оформлять документы, решает возникающие вопросы.

Александр ДАНИЛОВ  Здесь из-под земли вырастает корпус будущего газохимического предприятия.
Здесь из-под земли вырастает корпус будущего газохимического предприятия.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: