Все новости
Экономика
6 Июня 2022, 13:15

Тот ещё фрукт

Плодово-ягодный питомник Мугаллимовых стал одним из брендов Бураевского района

Александр ДАНИЛОВ  Забота об урожае — дело семейное.
Забота об урожае — дело семейное.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Россия в целом и Башкортостан в частности обеспечивают себя основными продуктами питания.

В то же время в плодово-ягодной отрасли наша страна до сих пор является одним из крупнейших импортеров в мире.

По мнению специалистов, медицинскую норму (100 кг фруктов в год на человека) мы обеспечиваем не более чем на 30 процентов, производя около 4 млн тонн нежной продукции при потребности 15 млн тонн. Таким образом, недополучаем более 10 млн тонн плодов и ягод, которые могли бы производить сами. Например, доля импортных яблок до недавнего времени составляла 65 — 70 процентов, в зависимости от урожая на территории страны. Между тем у нас в республике есть инициативные люди, благодаря которым эта ниша постепенно заполняется и потребность в импорте уменьшается с каждым годом.

«Здесь будет город-сад»!

Этот питомник расположен на окраине райцентра. Тут на больших площадях выращивают в основном саженцы плодово-ягодных и декоративных культур, однолетних цветов. От увиденного захватывает дух. Яблони в цвету, да еще выстроившиеся в ровные ряды, — что может быть красивее? Где еще увидишь такое чудо? Оказывается, их около 80 сортов! А дальше груша, малина, слива, ежевика, жимолость, земляника, айва японская, туя — всего не перечесть.

Трудно представить, что всего лишь два десятилетия назад на месте этого великолепия был пустырь, утопавший в мусоре. И захотелось поближе узнать волшебников, которые превратили его в город-сад. Глава семьи Альфис Мугтасимович сразу располагает к себе спокойной рассудительностью, обстоятельностью. Похоже, в жизни он придерживается принципа: семь раз отмерь, один раз отрежь. А супруга Галия Муллаяновна поражает неуемной энергией, коммуникабельностью, фонтанирует идеями. Вот она терпеливо объясняет (видимо, не в первый раз) работнику его задачу, за какие-то огрехи делает пару критических замечаний и тут же хвалит его за старание. Настоящий педагог! Да так и есть: Галия Муллаяновна около 40 лет проработала в системе образования, заслуженный учитель РБ.

Пенсию по выслуге лет назначают не зря, человек свое отработал, имеет право на заслуженный отдых. А для Мугаллимовых, биологов по профессии, выход на пенсию стал отправной точкой для семейного бизнеса. Галия Муллаяновна всегда вела пришкольный опытный участок, под ее руководством была создана первая в Бураевском районе отапливаемая теплица. Работала с юными натуралистами, вместе с ними участвовала во многих конкурсах, даже на ВДНХ в Москве, и…

мечтала о собственном питомнике. А Альфис Мугтасимович долгие годы работал инспектором трудового обучения в роно, затем трудился в райкоме партии. Когда появилась возможность приобрести земельный участок, не сразу решились — сказалось советское воспитание, ведь частная собственность при социализме не приветствовалась. Но времени не теряли, готовились: читали необходимую литературу, ездили по питомникам, изучали опыт коллег. Наконец в 2004 году оформили три гектара. Тогда и началась эта круговерть, которая продолжается по сей день. Невероятно, но факт: ограждением участка пришлось заниматься зимой, ведь ранней весной его нужно было уже осваивать. Альфис Мугтасимович с сыновьями на тракторах ездили на делянку, заготавливали столбы и жерди. Зимостойкие районированные сорта яблони, груши, малины и других культур везли из разных районов республики, из Новосибирска, Тюмени, Екатеринбурга. За два неполных десятка лет площадь питомника выросла с 3 до 78 гектаров.

Яблоко от яблони…

Мугаллимовы воспитали троих детей. Ильгиз по профессии финансист, Рустам — агроном, Гульназ — врач, их жены и мужья тоже люди разных профессий, но все они по мере сил участвуют в деятельности питомника, работы хватает всем.

Многие садоводы жалуются, что не успевают управиться на своих шести-десяти сотках, а вот от Мугаллимовых я такого не слышал. Хотя они и привлекают пять-семь работников на сезонные работы, в основном справляются сами. В тот день, когда мы к ним приехали, из младшего поколения в питомнике работали младший сын Рустам и сноха Лилия. Именно они взяли на себя большую часть ноши. Рустам окончил агрономический факультет БГАУ, юридический факультет БашГУ, недавно отучился в «Школе фермера» по направлению «Садоводство». Он добавил креатива молодости к опыту родителей, вместе с ними определяет курс развития хозяйства, попутно освоил десятки новых профессий — может управлять трактором, хорошо разбирается в электрике, строительстве. Обычно так и бывает: первое поколение фермеров всего достигает исключительно за счет трудолюбия, методом проб и ошибок, а второму поколению с багажом теоретических и практических знаний уже легче штурмовать новые вершины в бизнесе. Жена Рустама Лилия — фармацевт, раньше работала в аптеке, а теперь в питомнике организовала новое направление: выращивает цветы. В этом году к началу марта вырастила около 6 тысяч тюльпанов, на следующий год хочет довести эту цифру до 10 тысяч. Спрос на них намного превышает предложение, ведь в связи с событиями на Украине зарубежные поставки сокращаются, цветы становятся дороже.

В новой теплице радуют глаз более 20 тысяч ростков петуний, сальвий, лобелий, фуксий, бальзаминов. Выращивание этих нежных растений сродни искусству, ведь даже незначительное изменение температуры воздуха влияет на их сохранность и рост. Поэтому тюльпаны, например, выращивают в подземном помещении, построенном для хранения овощей и фруктов. Тут же размещают весь урожай яблок, но к концу ноября их все раскупают. А теплицу начинают отапливать с февраля паллетами из березы.

Создается впечатление, что у садоводов рабочий сезон длится круглый год, а сами они работают без выходных. Мугаллимовы соглашаются с этим утверждением и начинают перечислять основные работы, которые нужно сделать в каждом месяце. Скоро начнется сбор клубники, в связи с погодными условиями урожай в этом году созреет позже. Эта очень востребованная культура занимает три гектара. На сбор ягод ежегодно привлекают желающих, кто-то собирает их для своей семьи за фиксированную плату, студенты, например, зарабатывают деньги на учебу. В июле-августе — сбор малины, смородины, в сентябре-октябре — яблок, которые размещают на хранение, реализуют. В конце года много приходится работать с документацией, отчетами, параллельно готовят черенки для прививок, сажают тюльпаны, в январе начинается посадка однолетников, в феврале их переводят в теплицу, в марте реализуют цветы, в апреле-мае — продажа саженцев, декоративных растений. Еще нужно найти время для зимней прививки, подкормки растений, обработки их от вредителей. Например, каждую яблоню приходится обрабатывать по три-четыре раза. Врагов у растений хватает: к примеру, корни саженцев атакуют мыши, а стебли — зайцы. Эти милые животные в состоянии за короткий срок уничтожить весь труд садовода. Снег лишает их пищи, и они совершают набеги в зимние и весенние месяцы, высоко обгладывая кору на деревьях и обгрызая ветки с плодовыми почками. Садоводам впору нести круглосуточную вахту в своих питомниках, периодически прерывая ночную тишину ударом по металлическим предметам и приговаривая: «Ну, заяц, погоди!»

Не мешайте садоводу

На совещании в одном из районов республики запомнилось выступление одного фермера. Он вдохновенно пел дифирамбы в адрес руководства района. В перерыве я подошел к нему, и между нами состоялся интересный диалог.

— Вам так сильно помогают? — спросил я его.

— Мне не мешают — этого достаточно! — был ответ.

В развитых странах на закладку садов государство выделяет миллионы долларов, все понимают, что это трудоемкий, очень рискованный бизнес с долгими сроками окупаемости. А как обстоит дело у нас?

— Нам тоже помогают, в прошлом году выделили субсидию на возмещение части затрат по закладке и уходу за многолетними насаждениями — 90 тысяч рублей, — говорит Альфис Мугтасимович.

Откровенно говоря, не густо. По оценке специалистов, на закладку всего лишь одного гектара уходит в десятки раз больше, а этих самых гектаров у них почти 80. В условиях Башкортостана, расположенного далеко от садоводческих центров страны, питомники иногда приходится восстанавливать заново после крепких зимних морозов. Например, старожилы хорошо помнят 1979 год, когда термометры опускались до минус 50 градусов.

В советское время республика занимала лидирующее положение по площадям садов в Уральском регионе — четвертая их часть была у нас (около 16 тысяч гектаров в 1970 году). В 90-е годы государственная помощь селекционным центрам, плодово-ягодным предприятиям резко снизилась, что немедленно отразилось на их благополучии. Сейчас отрасль держится на энтузиастах, которые увлечены своей профессией, в последнее время появляются и инвесторы. В Чишминском, Кушнаренковском, Аургазинском, Стерлитамакском и некоторых других районах площади садов расширяются. Тем не менее по-прежнему ощущается острая нехватка местной продукции. Не зря Мугаллимовы распродают все собранные яблоки уже к декабрю. Их большими партиями увозят в северные районы, отправляют детям-студентам в Москву, Санкт-Петербург. В остальное время население покупает импортные, частично — краснодарские яблоки. С земляникой садовой, или клубникой, такая же история. Весь урожай съедается летом и осенью. В Башкирии также высокий потенциал для выращивания груш, малины, сливы и других плодово-ягодных культур. Эти ниши практически свободны, многочисленные личные подсобные хозяйства обеспечивают продукцией лишь свои семьи, у них большие проблемы с реализацией. Парадокс, но зачастую у нас из года в год происходит одно и то же: в торговых сетях продукция очень дорогая, а бабушки не знают, как реализовать излишки со своего огорода, — доблестные блюстители правопорядка отовсюду их гонят. Хорошо, что в последнее время количество торговых мест для садоводов увеличивают. Например, мэрия Уфы сообщает о 677 торговых местах на 35 площадках, где можно торговать нынче без арендной платы.

У нас наблюдается острая нехватка мощностей и оборудования по переработке и хранению продукции, невелик выбор посадочного материала, мало районированных саженцев, отсутствует и специализированная техника для садоводства. В этих условиях только единицам удается занять свою нишу и добиться успехов в этом нелегком деле.

К питомнику приезжает очередной покупатель.

— Намучился я с грушами, — горестно вздыхает пожилой мужчина. — Корневая система гибнет, и все, столько саженцев посадил — все без толку, а так хочется внуков побаловать.

— У нас есть зимостойкие сорта, семена получили из Уссурийска, вырастили. Берите, не прогадаете, — говорит Галия Муллаяновна и начинает подробно объяснять, как ухаживать за саженцами. Довольный покупатель загружает вместительный багажник своей машины саженцами и обещает вернуться ближе к осени за клубникой.

Если бы в каждом районе республики был плодово-ягодный питомник, как у Мугаллимовых, мы давно отказались бы от импортных яблок и груш.

Александр ДАНИЛОВ  К каждому саженцу — свой подход.
К каждому саженцу — свой подход.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Марат АМИНЕВ
Читайте нас: