Все новости
Экономика
28 Апреля 2022, 11:15

Связанные одной целью

Вслед за добычей «чёрного золота» в республике появилась и собственная нефтепереработка

предоставлено пресс-службой АНК «Башнефть» Общий вид Крекинг-завода в Уфе.
Общий вид Крекинг-завода в Уфе.Фото:предоставлено пресс-службой АНК «Башнефть»

С момента открытия залежей нефти у деревни Ишимбаево в республике остро встал вопрос о ее переработке. По сути, для башкирских покорителей недр это стало не менее серьезным вызовом. С которым добытчики «черного золота» с успехом справились.

Первоначально нефть с богатых месторождений Ишимбаево стали отправлять на заводы Саратова и Грозного. Прошел примерно год с момента открытия, когда Совет труда и обороны СССР принял решение о строительстве железной дороги из деревни в Уфу. Работы шли ударными темпами, и уже в начале октября 1934 года первый эшелон с ишимбайской нефтью прибыл в столицу Башкирии. Кстати, чуть раньше деревня Ишимбаево была переименована в рабочий поселок Ишимбай.

Первой ласточкой нефтепереработки республики стал завод, построенный именно здесь. Уже в конце 1932 года по инициативе местного умельца и рационализатора Федора Похлебаева была смонтирована примитивная кубовая установка для переработки нефтепродуктов. Как вспоминал ветеран Ишимбаевского НПЗ Ф. П. Кулбаев, «пятитонный резервуар обложили кирпичом, обмазали, змеевик спустили в озеро Каракуль… Начали перегонку малограмотные, технически необученные кадры. Похлебаев сутками не отходил от установки, учил нас, так как мы не знали, в какую сторону повернуть штурвал задвижки». Но дело не стояло на месте. В конце 1933 года была возведена более совершенная установка для переработки нефти, на которой стали производить еще и асфальт. И, наконец, по приказу всесоюзной Главнефти началось строительство настоящего завода. С задачей справились всей страной за удивительно короткий срок — 13 месяцев. Ишимбаевский нефтеперегонный завод был пущен в эксплуатацию 29 августа 1936 года.

Но такая победа не решала проблему в целом. Ведь мощности нового предприятия позволяли перерабатывать лишь незначительную часть добываемой в республике нефти. А транспортное плечо даже до Саратова оказывалось и долгим, и дорогим. Тем более высокосернистая башкирская нефть была «не по плечу» тамошним установкам.

Понимая все эти проблемы и отлично видя широкие перспективы нефтедобычи в регионе, Совет Народных комиссаров БАССР 1 апреля 1935 года принял решение о строительстве еще одного нефтеперегонного завода — в Уфе. Первое его название было Крекинг-завод. Оборудование для него приобреталось зарубежное, оттуда же, естественно, были и технологии. Покупками занимался известный в те годы «Амторг».

Во второй половине февраля 1936 года начался монтаж технологических установок первой очереди. Делать это было очень сложно. Многометровые и многотонные колонны сначала доставляли до Уфы по реке Белой, а потом тащили волоком по уложенной бревнами дороге.

Возведение УНПЗ было воистину всенародной стройкой. В столицу Башкирии специальным решением Наркомтяжпрома приехали из Москвы 350 метростроевцев, примерно три тысячи монтажников и других специалистов из Ленинграда, Батуми, Саратова, Грозного. Спали в палатках, работали вручную. Отсутствие грамотных специалистов порой ставило график строительства завода на грань срыва. Но союзный наркомат уделял уфимской новостройке особое внимание, помогал чем мог. В результате в ночь на 7 января 1937 года была пущена АВТ-1 — установка перегонки нефти. В июне следующего года она заработала в полную силу. А через месяц были пущены в эксплуатацию промышленные установки, на которых впервые в СССР была осуществлена переработка сернистых нефтей в промышленных масштабах. И в первую очередь ишимбайской.

Строительство УНПЗ не останавливалось и дальше. А полностью строительство первой очереди завода было завершено 2 мая 1939 года с вводом установки вторичной перегонки бензинов крекинга. Через полтора года были окончательно введены в строй установки второй очереди. Примечательный факт: в 1940 году в Башкирии было добыто 1,4 млн тонн нефти, а на УНПЗ переработано уже 620 тыс. тонн «черного золота». Все это было достигнуто самоотверженным трудом и специалистов, и простых рабочих, превративших Башкирию в край не только большой нефтедобычи, но и современной нефтепереработки.

«Для меня 90-летие башкирской нефти — это время подведения итогов, чествование нефтяников, которые своим трудом внесли значительный вклад в историю республики», — считает Николай Семенович Волочков, председатель Совета ветеранов ПАО АНК «Башнефть» (входит в НК «Роснефть»).

Думается, что история становления нефтепереработки в республике стала ярким подтверждением правоты его слов.

Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: