Все новости
Экономика
14 Апреля 2022, 11:15

Тернистый путь к первому фонтану

Открытие «чёрного золота» в республике произошло благодаря смелости учёных и настойчивости буровиков

Скважина № 702 — первооткрывательница башкирской нефти.
Скважина № 702 — первооткрывательница башкирской нефти.

Официально днем рождения башкирской нефти считается 16 мая 1932 года, когда на Ишимбаевском месторождении были получены первые фонтаны промышленной нефти. По сути, именно в этот день на карте страны появился новый крупнейший нефтяной регион и компания «Башнефть» (входит в НК «Роснефть»). Но это событие не произошло вдруг, ему предшествовала огромная, порой выматывающая работа ученых и простых буровиков.

Интересен такой исторический факт. Еще в 1754 году в России Берг-коллегией было подписано «Определение о разрешении башкирам Казанской дороги Надыровой волости старшине Надыру Уразметову с сыном построить нефтяной завод».

Правда, отец из-за смерти дело до конца не довел, а сыну это оказалось неинтересно. Но сам по себе факт любопытный, говорящий о том, что с нефтью местные жители имели дело еще сотни лет назад. Второй всплеск интереса к башкирской земле был в начале ХХ века, когда охота за «черным золотом» началась по всему миру. Правда, вывод большинства ученых был неутешительным: «нет оснований рассчитывать на получение здесь промышленных количеств нефти».

Казалось, история закрыта. Однако в конце 20-х годов прошлого века все изменилось. И в первую очередь благодаря Ивану Михайловичу Губкину, выдающемуся ученому, руководителю главного управления сланцевой промышленности СССР. Он теоретически обосновал наличие богатых залежей нефти в Башкирии, и летом 1929 года по его инициативе в республику были направлены три специальные геологические партии. Начинание, кстати, встретило сильнейшее противодействие со стороны начальства Геологического комитета, где многие называли поиски нефти в Урало-Поволжье «авантюрой Губкина».

Руководитель одной из отправленных в Башкирию геологических партий, Алексей Александрович Блохин, после дополнительных исследований заложил на правом берегу реки Белой в районе деревни Ишимбаево четыре скважины. Бурение началось в начале марта 1931 года и сопровождалось огромными трудностями.

Оборудование, в основном зарубежное, доставлялось из поселка Раевка в 120 км от Ишимбаево по бездорожью, на подводах, запряженных лошадьми и верблюдами. Во что обходилась такая транспортировка, ясно из одного сохранившегося с тех пор отчета: «Перевозка импортного парового котла из Англии до станции Раевка стоила 16 тысяч рублей, а от Раевки до Ишимбаево — 18 тысяч рублей…» Дорого обходилась и работа на месте: каждый паровой котел сжигал до 20 кубометров дров в сутки, а на каждую буровую приходилось три таких котла. Получается, что за сутки одна буровая сжигала древесину, которой хватило бы для постройки крепкого деревянного дома.

Да и сами буровые работы неоднократно оказывались на грани срыва. На легендарной скважине № 702, например, в октябре 1931 года произошла первая крупная авария: во время спуско-подъемной операции на глубине 533,3 м сломалась бурильная труба. Из-за нехватки оборудования и механизмов, а также организационных проблем общий простой в 1931 году составил 6 месяцев и 5 дней.

Как говорится, беда не приходит одна. К концу 1931 года буровики вскрыли горизонт, в котором ранее нашли так называемую чусовскую нефть, но признаков «черного золота» не обнаружили. Скептики сразу вспомнили гипотезу о первичном характере наружных проявлений нефти в Башкирии и бесперспективности ее поисков. С особой силой пессимизм проявился на Всесоюзном съезде нефтяников-геологов, где звучали призывы прекратить бесполезное бурение в Башкирии и перекинуть средства и силы на Кавказ.

Тяжелым оказалось и начало 1932 года. При плане 1340 м в первом квартале было пробурено только 148 м. Скважину № 701 законсервировали из-за сильного искривления. Скважина № 702 простаивала в январе-феврале из-за поломки инструмента. Но вскоре в Ишимбаево прибыли опытные буровики во главе с бакинцем Степаном Григорьевичем Логиновым, которые сразу взялись за ликвидацию аварии на 702-й. После ремонта она возобновила работу, и уже в начале апреля были вскрыты нефтеносные известняки.

Первая скромная «порция» нефти была получена 14 апреля 1932 года. Через две недели уровень добычи вырос до 500 пудов в день. И, наконец, 16 мая из этой скважины хлынули большие потоки нефти. «В промышленных масштабах», как говорят в таких случаях специалисты.

Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас в