Все новости
Экономика
9 Февраля 2022, 11:15

Сектор газа

Всё больше автомобилистов в Башкирии переоборудуют транспорт на экономное и экологичное топливо

Сектор газа
Сектор газа

Наша республика наряду с Ростовской областью заняла первое место в России по количеству автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В регионе действует 41 АГНКС — это те самые заправки, на которых заправляют не бензином, а природным газом.

Первые в стране

Итак, бензин дорожает с каждым днем, а между тем один кубометр газа, в данном случае мы говорим о метане, стоит 20 рублей 88 копеек. Расход равен расходу бензина. Стало быть, экономия — более чем в два раза.

«Знакомый установил газобаллонное оборудование на свою «Газель» и через 60 тысяч километров двигатель вышел из строя. Поставил новый движок, проехал 50 тысяч километров — та же история». «При установке ГБО мощность двигателя неизбежно падает на 10 — 15 процентов. И ничего поделать с этим невозможно». «Товарищ говорит, что газовый баллон в багажнике — источник повышенной опасности. Случись что, мало не покажется».

Подобные «страшилки» про перевод автомобилей на газовое оборудование слышал, пожалуй, каждый водитель. Однако, когда просишь человека свести тебя с теми, кто реально пострадал от установки ГБО, слышишь в ответ вариации на тему «Это случилось с троюродным кумом свата жены, который сейчас живет на Севере и не отвечает на телефонные звонки».

— Третий год езжу на Ладе Гранта, на которой установлено ГБО четвертого поколения, — рассказывает туймазинский таксист Разиф Ахметшин. — За это время накатал 140 тысяч километров. Машине хоть бы что! Состояние двигателя идеальное, тянет отлично.

— Как сторонник разумной экономии все свои автомобили я сразу же переводил на газовое топливо, — говорит водитель с 35-летним стажем Александр Зайцев. — Зная ситуацию не понаслышке, соглашусь — газобаллонное оборудование первого и второго поколений было несовершенным, что влияло и на мощность двигателей, и на срок их службы. К тому же было время, когда качество газа на некоторых автогазозаправочных станциях (АГЗС), мягко говоря, хромало. Но сегодня все станции предлагают топливо очень хорошего качества. И теперь при заправке автомобиля газом его двигатель тянет не хуже, чем на бензине.

Безопасно и выгодно

По словам работника туймазинского автосервиса «АвтоГаз» Дамира Фазлиахметова, ГБО четвертого поколения позволяет выполнить очень тонкую настройку, которая практически полностью сохраняет паспортную мощность двигателя.

— При этом его ресурс даже увеличивается. Свидетельством тому — отзывы наших клиентов, которые накатали сотни тысяч километров, — говорит Фазлиахметов. — И этому есть вполне объективное объяснение. Во-первых, газ чище бензина: в нем нет серы, из-за которой в движке образуются шлам и нагар. Во-вторых, у него более высокое, нежели у бензина, октановое число. А значит, при его использовании детонация двигателя уменьшается. Как результат, снижается нагрузка на детали цилиндро-поршневой группы и продлевается их ресурс.

Как приятный бонус, увеличивается и срок службы моторного масла. Если в автомобиле, работающем на бензине, его нужно менять через каждые 10 тысяч км пробега, то с ГБО — через 15 тысяч. Наконец, газ более экологичен. Как я уже говорил, в сравнении с бензином и дизтопливом в нем намного меньше различных смол и примесей. Поэтому продукты его сгорания куда более экологичны и наносят меньше вреда окружающей среде. Что касается безопасности — в стране и за рубежом не раз проводились краш-тесты автомобилей с установленным ГБО. При имитации удара и возгорания они страдали не больше, чем их аналоги на бензине.

Рассуждая на эту тему, установщики газобаллонного оборудования уточняют — газовое топливо бывает двух видов. В первом случае речь идет о пропан-бутане — сжиженной газовой смеси. Ее использует подавляющее большинство водителей в автомобилях с ГБО. Во-втором — о метане, который сжимают до 200 и более атмосфер. Что выгоднее — говорят цифры. Если бензин сегодня стоит больше 46 рублей за литр, то цена пропан-бутана колеблется около 25 рублей за литр, а метана — 17 рублей за кубометр (кубометр метана по расходу эквивалентен одному литру бензина — Авт.). То есть сжиженный газ стоит примерно вдвое меньше высокооктанового бензина. А километр, пройденный на сжатом газе, обходится почти втрое дешевле. При этом метан безопаснее. Если бензин воспламеняется при температуре 250 градусов, дизтопливо — при 320 градусах, то он — при 650 градусах Цельсия. При этом по классификации горючих веществ МЧС по степени чувствительности метан входит в самый безопасный, четвертый, класс.

Однако соотношение пропан-бутановых и метановых заправочных станций явно не в пользу последних. В тех же Туймазах сегодня работает пять газозаправочных станций, где можно заправиться пропан-бутановой смесью и только одна АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) — метановая. Да и она находится вдали от города, на трассе М5.

Хэтчбек или седан — переходим на метан

Но все не так плохо. С 2020 года в стране действует госпрограмма по поддержке перевода транспортных средств на природный газ. В нее вошло два с половиной десятка российских регионов, в том числе и наша республика. Причем акцент в этой программе сделан именно на метан. В ее рамках водитель может получить от государства субсидию, позволяющую компенсировать львиную долю затрат на установку ГБО.

В частности, в ней говорится, что организациям, которые занимаются переоборудованием, будут предоставляться субсидии в размере до половины от стоимости газобаллонного оборудования и работ по его установке.

Кроме того, одновременно с бюджетной субсидией владельцы автомобилей могут получить поддержку в рамках маркетинговой программы ПАО «Газпром», размер которой составит еще около 30 процентов от стоимости перевода автомобиля на метан. Чтобы принять участие в маркетинговой программе, достаточно прямо в сервисном центре, где устанавливают ГБО, подписать соответствующий договор. В частности, в Башкирии действует 19 сервисных центров, где ваше авто переоснастят.

— Метан — это привычный для нас всех газ, на котором мы дома готовим еду, — говорит представитель компании «Газпром газомоторное топливо» Артем Баталов. — Сжатый до более высокого давления — 200 атмосфер — метан успешно заменяет бензин. И если вы решили сменить вид топлива вашего автомобиля, это будет полноценное замещение. При этом бензиновый бак не убирается — если в пути вдруг закончился метан, можно, не останавливаясь, продолжить движение на бензине. В легковом автомобиле дополнительный баллон устанавливается в багажник, в грузовике — более сложная система.

В итоге сумма субсидии для легкового автомобиля, в зависимости от размера и массы, варьируется от 36,4 до 56,7 тысячи рублей, для грузового транспорта типа «Газель» — 64,8 тысячи рублей, для автобусов и грузовых автомобилей — до 198,4 тысячи рублей.

Единственное ограничение для участия в программе — «возраст» транспортного средства не должен превышать восьми лет.

И на этом список преференций не заканчивается — если в вашем авто установлено ГБО, вам вдвое снизят транспортный налог (Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 2017 года № 546-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РБ»).

Что радует — нововведения носят отнюдь не декларативный характер: в прошлом году в Башкирии на мероприятия по переоборудованию транспортных средств на метан было выделено 53,1 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета — 46,8 миллиона рублей (88%), из бюджета республики — 6,3 миллиона рублей (12%).

— Безусловно, главное для автолюбителя в этом деле — цена вопроса, — говорит Фазлиахметов. — Установка газобаллонного оборудования обходится примерно в 30 тысяч рублей, еще 900 рублей придется отдать за прохождение техобслуживания, периодичность которого сокращается до 10 тысяч километров (в него входит замена двух фильтров и полная проверка оборудования).

Окупается быстро

А теперь давайте подсчитаем. При ежегодном пробеге вашего автомобиля в 15 тысяч километров, среднем расходе топлива 10 литров на 100 км и стоимости 92-го бензина более 46 рублей за литр в течение года вы оставите на заправках около 70 тысяч рублей. Если заправлять автомобиль пропан-бутановой смесью, цена которой примерно 25 рублей за литр и средний расход 11,5 литра на 100 километров (газ менее плотный, поэтому потребление топлива при установке ГБО увеличивается примерно на 15 процентов), эти расходы сократятся до 43 тысяч рублей. Минусуем стоимость установки ГБО, прохождение техобслуживания — чистая экономия за год составит 25 тысяч рублей. То есть газобаллонное оборудование вы окупите за 14 месяцев. А при годовом пробеге в 60 тысяч и вовсе за 3 — 4 месяца.

При заправке автомобиля метаном экономия будет еще существеннее. Поэтому мы обеими руками за появление на территории района и региона как можно большего количества АГНКС. Это выгодно и для водителей, и для государства.

Компетентно

— Мы действительно строили и продолжаем строить АГНКС, — написал в соцсетях глава Башкирии Радий Хабиров. — В этом году сдадим еще минимум десять таких заправок. То есть мы создаем удобную для автомобилистов инфраструктуру, чтобы можно было заправиться в любой точке нашей республики. Пока еще мы в начале этого пути, для Башкортостана АГНКС нужно несколько сотен, по крайней мере.

Но строительство АГНКС в то же время должно сопровождаться переводом техники на газомоторное топливо. У нас до сих пор есть построенные 2 — 3 года назад АГНКС, которые загружены процентов на десять, не более. Именно поэтому для «Башкиравтодора», «Башавтотранса», муниципальных коммунальных служб мы стараемся покупать технику на газе.

Сейчас нам также важно создать удобную инфраструктуру для перевода и техобслуживания двигателя на метане. Кстати, у нас есть специальная программа субсидирования замены оборудования — 2/3 затрат возмещают государство и ПАО «Газпром», это позволяет быстрее решать возникающие вопросы.

Так что мы будем ездить на газе и никуда не уйдем от прогресса. И хотим мы или не хотим, но будем заправлять наши автомобили и от электричества. Потому что то, что мы делаем — это задел на будущее.

Фото Евгения СОКОЛОВА.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ, Евгений СОКОЛОВ
Читайте нас: