Нынешний полевой сезон может вновь оказаться засушливым, предупреждают аграриев специалисты минсельхоза. Впрочем, пока это обсуждается лишь на уровне прогнозов. Каждый же знает: прогноз, как правило, выстреливает только на пятьдесят процентов — или сбудется, или нет.
На агрономической конференции в Куюргазинском районе заместитель министра сельского хозяйства региона Ревнер Байтуллин показал карту агрометеорологической обстановки по республике на конец первой декады месяца. Как минимум в четырех районах уже просматривается тревожная ситуация с наличием достаточных запасов влаги в почве. Куюргазинский район — один из них.
— Да нам и не надо вычислять наличие влаги по науке, мы делаем это по-своему — смотрим, насколько земля отсырела, копая могилы, — комментарий главы хозяйства «Искра» Рамиля Мустафина отдает черным юмором. — Буквально вчера хоронили нашего ветерана: земля сырая на 60 сантиметров, дальше сушь.
Понятно, что ситуация может поменяться кардинально, стоит лишь зарядить проливным дождям. Однако крестьяне живут по принципу — жди хорошей погоды, но готовься работать в экстремальных условиях.
Тот же Рамиль Мустафин советует коллегам заняться технологиями, позволяющими получать стабильный урожай при любой погоде. Его хозяйство уже много лет как внедрило no-till – систему земледелия, при которой почва не обрабатывается, а ее поверхность укрывается специально измельченными остатками растений — мульчей. Она лучше сохраняет в почве влагу.
Впрочем, руководитель «Искры» предупредил земляков: нулевая обработка— сложная система земледелия, которая требует специальной техники и соблюдения технологий, а отнюдь не сводится к простому отказу от пахоты. «Экономия выходит солидная, но вложиться тоже нужно прилично: техника специальная, агрохимикаты и другое», — предупреждает Рамиль Мустафин.
Так что тем хозяйствам, что не накопили еще жирок, позволяющий использовать новые технологии, придется действовать дедовскими способами, уповая на скорость проведения работ в полях. Но и со скоростью можно греха набраться. Доцент аграрного университета Игорь Кузнецов вспоминает, как консультировал одно из хозяйств республики. «Один из передовых механизаторов успевал до обеда вспахать 39 гектаров, тогда как даже при самом лучшем случае за весь рабочий день никак не мог бы больше 30 одолеть, — рассказывает он. — Поехали в поле с председателем и выяснили, что тракторист на краю поля делал все правильно, а отъехав подальше, приподнимал плуг и на крейсерской скорости мчался к горизонту. Надо ли говорить, что при такой подготовке почвы урожая ждать не стоит».
Между тем таких историй вам в любом уголке республики расскажут на целую книжку. Поэтому и должен действовать принцип «доверяя, проверяй», говорит заведующий производством Федерального научного центра биологических систем и агротехнологий РАН Анатолий Ширяев из соседнего Оренбурга.
Ученый рассказал также о секретах получения хорошего урожая при возможной засушливости. Главный из них — наличие сильных семян и достаточное количество удобрений. И с тем, и с другим в республике пока не все в порядке. По статистике, конечно, все хорошо выглядит, а после разговора с простыми крестьянами начинаешь сомневаться.
Конечно, есть много хозяйств, которые серьезно занимаются обновлением семенного фонда. Однако достаточно и тех, кто сеет то, что в амбаре с прошлой осени осталось. Какой-никакой урожай получат — тем и рады. Свои действия они объясняют нехваткой средств на обновление. А кредиты, как выяснилось на конференции, получить можно, «пройдя семь кругов ада», как образно выразился один из участников. «Я заявку подал три месяца назад, а решения по ней до сих пор нет, — рассказывает он нашей газете. — Вот нам на конференции говорят: вовремя ремонтировать технику нужно, удобрениями запасаться, семена обновлять, ГСМ завозить… Никто не возражает. Только собственных средств нет, а банки с кредитами тянут: видите ли, рискованный мы для них контингент. Уже техника в поля вышла, а у многих еще денег нет на ведение работ».
Между тем планы на сельское хозяйство у государства грандиозные. В масштабах страны планируется нарастить экспорт продовольствия. Не отстает и республика — по прогнозам, к 2024 году он должен вырасти в три раза, до 230 млн долларов. И главное, та же статистика показывает, что цели эти достижимы. Есть, конечно, хозяйства, которые наращивают производство. Но есть и те, кто балансирует на грани банкротства.
И как поступить государству в такой ситуации? Вопрос интересный. Поддерживать всех без разбора или помогать лишь крепким?
— Этот вопрос не ко мне, — отвечает нам руководитель куюргазинского хозяйства «Ватан» Гайнетдин Мухаметов. — Я привык всего сам добиваться. С первых дней существования нашего хозяйства преодолевал сопротивление; наверное, это нас и закалило. А те, кто помощь получал, уже давно обанкротились. Конечно, и мы не против деньги получить, но во всем нужен план действий, необходимо идти от цели к цели. На этой «Оке» в свое время я развозил работников по полям на работу, — показывает он на легковушку, занявшую место на постаменте при въезде в машинно-тракторный парк. — У жены тогда забрал, а свои три иномарки продал, чтобы в хозяйство вложить. Сейчас у нас десятки тракторов, автомобилей, комбайнов, крупный табун лошадей, собственная переработка… А земель пахотных — меньше трех тысяч гектаров. Планы же — открыть к уже имеющимся двум фирменным магазинам в Кумертау еще и в Уфе, Стерлитамаке, Оренбурге… Но расширяться не позволяет нехватка земли для производства. И стоит теперь эта техника без движения — возможности есть, нет перспективы.
Как видим, проблемы у крестьян как общие, так и специфические.
— В целом к посевной хозяйства готовы, — считает главный агроном Куюргазинского района Айдар Туйгилдин. — Озимые вышли из-под снега в нормальном состоянии. Правда, более 16 процентов плохие, но пересева не понадобится. Из особенностей: произошло уменьшение посевных площадей под озимыми. На самом деле как сеяли, так и продолжаем, но после оцифровывания карты имеющихся площадей выяснилось, что гектаров уменьшилось. Намечается оцифровка и яровых площадей; думаю, и здесь получим ту же картину. В общей сложности из 47 тыс. га пашни останется сорок — залуженные и необрабатываемые поля на карту не попадут.
Отмечают в Куюргазинском районе и тревожный факт для севооборота — площади под подсолнечником продолжают расти. Вот и в эту посевную хозяйства запланировали увеличение еще на пять тысяч гектаров, теперь под подсолнечником окажутся 22 процента всех куюргазинских полей. Нарушается севооборот, но бросить камень в огород местных аграриев рука не поднимается — масличные сейчас в цене, поэтому крестьяне и сеют то, что выгодно. Однако есть и другой путь. Его куюргазинцам предложил Ревнер Байтуллин: «Масличные — не только подсолнечник. Можно заняться соей, рыжиком, льном… На семена этих культур сейчас на рынке сложилась также выгодная конъюнктура».
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Юлай ИЛЬЯСОВ, глава администрации Куюргазинского района:
— Признаюсь, о сельском хозяйстве у меня пока весьма поверхностные познания: что такое севооборот, какая техника действует в полях, я знаю, но тонкости мне еще предстоит уяснить. Поэтому первым делом начал изучать состояние дел в хозяйствах, встречаюсь с руководителями, простыми тружениками. Глобальных проблем, насколько понял, нет. Есть трудности. Наша задача, задача администрации, помочь аграриям. Этим и будем заниматься. Насколько я вижу, нам нужно содействовать им в получении помощи от государства. Она есть, объемы солидные. А вот почему эта помощь плохо доходит до конечного получателя… Администрация постарается исправить это положение. Дело крестьян — работать на земле, чиновники должны помогать им вовремя и правильно заполнять необходимые документы; в хорошем смысле лоббировать интересы местных аграриев во властных кабинетах.