Арбитражный суд Башкирии поставил первую точку в одной из самых резонансных судебных тяжб современной России. Истцы - «Роснефть», «Башнефть» и правительство Башкирии в лице Минземимущества выиграли дело у АФК «Система» и ее дочерней структуры о возмещении убытков. В решении суда выплата установлена в размере 136,3 млн. рублей.
Порой казалось, что эти судебные заседания будут представлять из себя бесконечные хороводы процессуальных действий. Когда, например, после недельного перерыва стороны вновь 18 августа собрались в зале, то весь день по «инициативе» ответчиков по сути превратился в бег на месте. Стороны к этому времени должны были подготовить свои пояснения по вопросам, которые обозначила судья Ирина Нурисламова.
«Роснефть» представила их в объеме порядка двух тысяч листов. Чем вызвала недовольство представителей «Системы», коих, к слову в разбирательстве участвовало до 16 человек. Слишком много документов, они не так сложены и так далее. В сухом остатке ответчики заявили, что им нужен минимум месяц, чтобы разобраться с материалами. Суд дал 4 дня для изучения представленных материалов.
На новом заседании главной проблемой вновь стало вернуть процесс в деловое русло. Часа три продолжалась и новая волна дополнительных ходатайств со стороны «Системы», и их очередная попытка дать отвод судье, звучали и вот такие риторические вопросы Нурисламовой, характеризующие стиль поведения представителей ответчика: «Почему вы говорите с места, даже не поднимаясь?» или «Почему вы все время меня перебиваете?». Недоумение у нее вызвали и постоянные рейды адвокатов «Системы» в канцелярию, чтобы сдать какие-то новые документы. Вообще, судья Нурисламова на всех заседаниях проявила, наверное, чрезмерную терпимость к допускавшим уничижительные высказывания представителям ответчиков. Ее работа отличалась абсолютной процессуальной корректностью, и она явно не заслуживала такого к себе отношения. Более того, она не раз могла наказать юристов «Системы» за нарушения установленного порядка, но ограничивалась устными предупреждениями.
После обеда страсти, казалось, улеглись и стороны приступили к прениям. По большому счету, новых аргументов у представителей «Системы» так и не прозвучало. Что в какой-то мере компенсировалось красотой слога и пафосными заявлениями, что реорганизация преследовала цель сделать башкирскую нефтянку привлекательной, как «новогодняя елка». На свою последнюю речь представители «Системы» затратили около часа. Впрочем, это не так и принципиально, поскольку по ходу каждого из заседаний примерно две три разговорного времени и так занимало озвучивание их позиции.
Еще примерно полтора часа перерыва – и Ирина Нурисламова выносит свое решение. Требования истцов частично удовлетворить, взыскав с «Системы» сумму в 136,3 млрд рублей.
Чем могла руководствоваться судья, вынося такое решение? Очевидно, что в первую очередь здравым смыслом. А он вполне доступно был изложен представителями «Роснефти» и других истцов.
По их мнению, какими бы благими намерениями не прикрывалась реорганизация «Башнефти», она в итоге принесла компании исключительно негативные последствия.
По сути, все «реформы» закончились тем, что финансовая группа Владимира Евтушенкова смогла, сохранив на прежнем уровне влияние в «Башнефти», получать с нее большие дивиденды и одновременно иметь 100-процентную долю в «Систем-инвест».
Одна только эта операция принесла нефтяникам убытки в размере 57 млрд рублей. Плюс к этому нет ни одного управленческого документа, который бы подтверждал взаимосвязь всех проводимых в «Башнефти» изменений с выходом на международный рынок акций для, как утверждают ответчики, привлечения в компанию серьезных инвестиций. Нет и закона, что перед IPO в обязательном порядке необходимо убирать перекрестное владение акциями и уж тем более вгонять из-за этого компанию в заведомые убытки.
- Мы говорим всегда о комплексе, о совокупности действий ответчика, не отдельно о моменте реорганизации, а об их объединенностью одной общей целью, - подчеркивали в суде представители «Роснефти». – А общая цель была очевидна – это вывод имущества из «Башнефти». Истцы также утверждают об осведомленности «Системой», что финансовая корпорация незаконно владеет предприятиями башкирского ТЭК и именно это является причиной вывода активов через реорганизацию и выплату чрезмерно высоких дивидендов.
Ответчики, АФК «Система» и «Система-инвест» полны решимости искать правды дальше. Собственно, все их поведение в Уфе наводило на мысль, что в случае неудачи компания будет как можно дальше затягивать процесс. Если не в поисках справедливости, то хотя бы в выигрыше времени. Ведь выплатить империи Владимира Евтушенкова такую сумму будет довольно сложно. Поэтому несложно спрогнозировать, что сначала «системщики» подадут апелляцию в 18-й арбитражный апелляционный суд в Челябинске, а затем могут потребовать проверки в кассационном порядке в Федеральном арбитражном суде Уральского округа в Екатеринбурге. На все эти процедуры может уйти еще не один месяц.
Есть ли у них шансы пересмотреть исход дела? Судя по тому, как они выстраивали свою защиту в суде, вряд ли. Отметившись крылатыми фразами «Нам надоело башкирское правосудие» и «Судебный процесс превращается в инквизицию», представители АФК «Система» скорее играют на публику, чем находят реальные и убедительные доводы в свою защиту.
- По сути, они взяли на себя неподъемную миссию ликвидации системы правосудия - пока в одной отдельно взятой Башкирии. Одновременно в суде представители ответчика заявляли о незаконном составе суда и тут же объявляли об отводе судьи. Юридический абсурд этого действия компенсируется психиатрической последовательностью. Позицию ответчика можно охарактеризовать как «правофобию» – боязнь права, боязнь правосудия в клинической форме – резонно заметили по этому поводу в «Роснефти».
Как бы то ни было: процесс закончен – процесс продолжается. Что же касается отношения властей республики к вынесенному решению, то глава Башкирии Рустэм Хамитов высказался по этому поводу так:
- Мы оцениваем решение суда положительно, позитивно для республики. Защищены права акционеров. Пока еще рано говорить о том, что республика получит ресурсы, так как наверняка решение суда будет обжаловано. Но при развитии событий, которые приведут к получению средств "Башнефтью", мы, безусловно, как крупнейший акционер, получим часть в виде дополнительных дивидендов. Они будут направлены на решение социальных задач: строительство школ, больниц, детских садов. У нас довольно значимые вопросы нужно решать в муниципалитетах, где добывается нефть.