Караидельцы к выбору инвесторов теперь относятся осторожно. Обожглись уже, говорят. И рассказывают, как с десяток лет назад одна крупная лесопромышленная компания вошла в район с амбициозными планами, обещавшими превратить эти территории в предмет зависти соседей. Планы остались на бумаге, а полученные делянки леса инвестор передал в субаренду другим потребителям. «Такие отношения нас не устраивают, — говорит глава Караидельского района Ильдар Гарифуллин. — Поэтому мы намерены пересмотреть договор». В общем, здесь ждут инвесторов, ответственных за данные обещания.
Топор остаётся главным инструментом
Караидельский район большей частью занят лесами — две трети площади. Неудивительно поэтому, что первый в республике союз лесопромышленников появился здесь. Число предприятий, занятых заготовкой и переработкой леса, исчисляется десятками. Причем караидельцы не без гордости заявляют, что процент переработки у них один из самых высоких в регионе. Кроме традиционных пиломатериалов они делают из заготовленного леса массу полезных и красивых вещей: срубы, мебель, сувениры, блокхаус, евровагонку и многое другое. Мебели, к примеру, продали в прошлом году на 52 млн рублей.
— Мы будем рады инвесторам лесной промышленности, которые займутся глубокой переработкой с применением современных технологий, — говорит Ильдар Гарифуллин. — У нас есть уже предприятия, экспортирующие мебель в Казахстан, Белоруссию, Польшу. Недавно они участвовали во всемирной выставке в Кельне и нашли там ряд партнеров. Но, честно говоря, чтобы выйти на другой уровень, нашим лесопромышленникам не хватает капитала. На допотопной технике конкурировать невозможно, а приобрести новую — деньги нужны. Поэтому мы и выступаем за то, чтобы «лесникам» помогали так же, как и аграриям, — субсидировали часть затрат на приобретение техники. Такое положение республиканский минпром разработал, но оно, к сожалению, пока не работает. А без помощи в приобретении техники в лесу еще долго будет слышен стук топора.
Впрочем, и без новой техники заготовка древесины в Караидельском районе только в прошлом году выросла сразу на четверть. Переработка — на 18 процентов. Это показывает, что в нынешний век пластика и гипсокартона натуральные материалы остаются востребованными. Причем современные технологии позволяют перерабатывать лес без отхода. К примеру, караидельцы вырвались в лидеры по поставкам на крупное предприятие под Уфой нестроевого леса. Или, как говорит Ильдар Гарифуллин, древесного мусора. По 300 кубов ежедневно вывозят его караидельцы.
Основной поставщик отходов леса на переработку — местное отделение предприятия «Альпийский». Холдинг вошел в район в 2011 году, уже имея за плечами опыт работы. Предприятие поставило перерабатывающие цеха в Магинске, купило только в прошлом году техники на 16,5 млн рублей, говорит нам его представитель в Караидельском районе Азат Ялаев. Альпийцы — самые крупные арендаторы леса в районе. Ежегодно перерабатывают 32 тыс. кубов. Производят из него погонажные изделия, срубы, столы, стулья, скамейки… Для лесного поселка предприятие неоценимо — 55 местных жителей здесь работают.
Сейчас «Альпийский» обеспечивает население и бюджетные организации района дровами — по 8 тыс. кубов в год. Предприятие установило импортную технику — дровокол, и то, что у обычного хозяина занимает неделю времени, два человека в фирменных комбинезонах делают за час. Дрова грузят в машины и увозят потребителям. Пока подойдет следующая, отборные полешки фасуют в сетки. «Они хорошо расходятся в магазинах», — объясняют нам.
Неоднозначная позиция у инвестора по поводу отправки отходов леса под Уфу. «Проблем много с этим, — говорит Азат Ялаев. — Много горючего сгорает, проверки на дорогах, да и дороги не безупречные… Предприятие мечтает перерабатывать отходы прямо на месте, но это требует огромных вложений. Без помощи государства, как в случае с сельхозпроизводителями, не обойтись».
Основными отраслями экономики, по данным, приведенным нам главой района, являются лесная промышленность, туризм и сельское хозяйство. Несмотря на трудные климатические условия, аграрный сектор стал одним из самых быстрорастущих — инвестиции в основной капитал составили 159 процентов. За счет них запустили пять новых производств, купили новой техники более чем на 30 млн рублей. Все хозяйства района в прошлом году сработали рентабельно. При этом местные аграрии четко представляют, что им еще есть куда расти. Урожайность полей здесь невысокая, а потому главный упор необходимо сделать на животноводство, считают в райадминистрации.
В хозяйство «Зуевское» в прошлом году инвестировали более 100 млн рублей, собираясь довести поголовье крупного рогатого скота до 1,5 тыс. Развивают животноводство и в хозяйстве «Артакульское», вложившем в свое развитие за год 110 млн рублей.
Хозяйство «Нур+Р» создали на средства инвестора — выкупили имущество бывшего СПК «Искра». «По старинке работать уже не могли, — вспоминает руководитель предприятия Альмира Альтдинова. — Поэтому много средств вложили в приобретение породистого скота, обновление ферм и покупку новой техники. Вложения понемногу оправдываются: рентабельность хозяйства превышает 20 процентов». За счет собственных средств и привлеченных кредитов в прошлом году установили сушильное оборудование, без которого хранить зерно невозможно. «В наших северных условиях без него одни убытки, — говорят в хозяйстве. — Поэтому эти траты окупятся».
Продукцию предприятие продает соседям — в Свердловскую область и Пермский край. «Там выгоднее цены», — объясняют такую политику аграрии.
И все же основным источником доходов местного бюджета может стать туризм. Места здесь красивейшие, прекрасная экология. Вполне можно конкурировать с уже известными курортами.
— Так и есть, — согласен с нами глава района Ильдар Гарифуллин. — Туризм показал в прошлом году самый высокий темп роста в экономике — почти 203 процента.
При населении района в 25 тыс. человек в прошлом году сюда приезжали отдыхать более 300 тыс. человек. Туристических услуг оказали на 154 млн рублей. И это при том, что сфера эта еще требует своего развития, модернизации, так сказать.
С каждым годом все больше предпринимателей готовы вложиться в этот сегмент рынка. В районе есть программа развития сектора, реализация которой в ближайшие годы позволит увеличить наполняемость местного бюджета сразу более чем на четыре миллиона рублей. Впрочем, в долгосрочной перспективе Ильдар Гарифуллин видит еще большие бонусы. «В десять раз можем увеличить количество стационарных рекреационных баз, — делится он с нами собственным видением будущего. — Сейчас у нас их 13, а свободные площадки есть под 130».
Долгосрочное развитие туристической отрасли — основная задача местных властей. Они даже мечтают привлечь туристов из-за рубежа. Впрочем, для этого нужно сделать еще немало. И в плане улучшения сервиса, и в плане строительства комфортабельных отелей.
Но даже сейчас неизбалованные любители отдыха выбирают Караидельский район — одни на выходные, другие «зависают» здесь неделями.
— Малому бизнесу работается у нас комфортно, — уверена председатель Совета предпринимателей района Разида Хатмуллина. Она озадачена моей просьбой вспомнить случай, когда бы местная власть вставляла палки в колеса предпринимателям:
— А зачем это им? У нас были моменты, когда мы разбирали споры — я еще и уполномоченный по правам предпринимателей. Но они происходили между самими предпринимателями. Со стороны администрации мы всегда находим поддержку.
По данным лидера предпринимателей района, малый бизнес в последние годы претерпевает изменения: все больше бывших торговцев начинают заниматься производством. «Одни становятся фермерами, другие занимаются лесом, — говорит она. — Пока эти ниши еще не совсем освоены, поэтому там можно получить прибыль».
По словам Разиды, нет проблем и с подключением предпринимателей к объектам инфраструктуры. Другое дело, из-за неразберихи прошлых десятилетий не всегда быстро можно получить разрешение на приобретение свободной площади. «Раньше сельхозпредприятия не очень обращали внимание на оформление построек, — приводит она пример. — А сейчас требования жесткие. Захочет кто-нибудь купить брошенное здание, а на него нет ни разрешений, ни документов. Но администрация в любом случае старается помочь предпринимателям. Ведь это налоги».
Для создания благоприятной деловой и инвестиционной среды в прошлом году в районе открыли Центр делового сопровождения, который консультирует по вопросам финансовой поддержки, финансового планирования, маркетингового сопровождения, по правовым вопросам. Опрошенные нами предприниматели высоко оценили такую помощь.
В Караидельском районе есть еще немало ниш, свободных для предпринимательства. Местные жители этим активно пользуются. Недаром ведь безработица в районе в прошлом году опустилась ниже уровня 0,8 процента. Но глава района Ильдар Гарифуллин реально оценивает ситуацию:
— У нас есть своя программа до 2030 года, по которой мы запланировали рост экономики в разы. Но уже сейчас можем упереться в нехватку мощностей. Ежегодно растем, и я боюсь, скоро банально может не хватить на всех электроэнергии. Сейчас работаем, чтобы поставить подстанцию, подтянуть ЛЭП. Уверен, все будет хорошо. Главное, мы видим и перспективы, и слабые места. А кто информирован, тот вооружен.
Завтра в Караидельском районе торжественно отметят 85-ю годовщину его образования. Он был создан 20 февраля 1932 года в связи с упразднением Байкинского района и разукрупнением Аскинского и Мишкинского районов. Впрочем, 4 июля 1956 года район упразднили, и вновь на карте он появился первого февраля 1963 года. Так что февраль для караидельцев не просто один из месяцев в году — два раза район рождался.
Редакция газеты «Республика Башкортостан» присоединяется к поздравлениям караидельцам и верит, что перспективы у района действительно светлые.