Все новости
Экономика
22 Января 2015, 15:15

Проблему плёнкой не прикроешь

Туймазинские тепличники рискуют остаться без рабочих рук

Амин Ибрагимов (слева) считает, что трудовые мигранты, которые выращивают помидоры, не обязаны знать прозвище Ивана IV.
Амин Ибрагимов (слева) считает, что трудовые мигранты, которые выращивают помидоры, не обязаны знать прозвище Ивана IV.
Менее чем за три месяца на окраине села Тукмак-Каран выросли четыре ультрасовременные теплицы. По сути, серебристо-зеленые ангары 118-метровой длины и шестиметровой высоты — своего рода ответ на удорожание голубого топлива и недавние миграционные нововведения.

Иван Грозный мигранту не товарищ

Десяток гастарбайтеров, которые готовятся к очередной «посевной», по-русски практически не говорят. Если прежде это мало кого смущало, то теперь их пребывание в России находится под вопросом: ведь за месяц-другой выучить «великий и могучий», как того требует нынешнее законодательство, практически невозможно.

Владельцу теплиц Амину Ибрагимову нужно около 25 работников. Он опасается, что набрать персонал теперь не сможет: помимо сдачи экзаменов на владение языком, знание истории и законов РФ, трудовые мигранты обязаны оплатить госпошлину, налоги и медосмотр, а с нового года расценки выросли вдвое. Экзамены тоже небесплатные: цена вопроса — около семи тысяч рублей. Для многих жителей ближнего зарубежья, которые с трудом набирали 200 долларов для поездки в Россию, эти нововведения что нож в сердце.

Справедливости ради нужно сказать, что Ибрагимов не раз пытался принять на работу местных жителей. Однако на объявления о вакансиях не откликнулся ни один человек. Хотя фермер и предлагает неплохой заработок — до 25 тыс. рублей.

Учитывая, что в Туймазинском районе несколько десятков хозяйств, в которых трудится по 30 — 50 человек (читай — трудовых мигрантов), новые правила игры ставят под удар работу целой отрасли. И сократят поступления в бюджет: только по налогу на доходы физических лиц Ибрагимов ежегодно уплачивает около 400 тысяч рублей.

— Зачем узбеку, киргизу знать так глубоко историю России, чтобы выращивать огурцы-помидоры? — горячится Ибрагимов. — Ведь они приезжают только на сезон. Никто из них поступать в институт у нас не собирается.

Мнение, безусловно, спорное. Подолгу живешь в другой стране, зарабатываешь на хлеб насущный? Будь добр понять и принять нашу ментальность. Однако ждать, что житель азиатского аула за четыре недели выучит весьма сложный язык, не стоит. Некоторые другие тестовые задания для мигрантов тоже вызывают недоумение. К примеру, на вопрос, какое прозвище получил царь Иван IV (есть в экзаменационных билетах), даже ни один мой знакомый с ходу не ответил.

Итальянские клипсы башкирских теплиц

Выход из ситуации Ибрагимов отчасти видит не в расширении площади теплиц, как это было прежде, а в повышении урожайности. В первую очередь за счет новых технологий.

— Из-за роста цен на газ многие фермеры, работающие на закрытом грунте, оказались на грани выживания, — поясняет он. — Сам начинал с 20 соток, за полтора десятилетия площадь теплиц выросла до пяти гектаров. Но в последнее время был вынужден уменьшить их в три раза. Почему? А кто согласится работать себе в убыток?

При неизменных ценах на огурцы-помидоры дорожает не только газ: килограмм полиэтилена — основного расходного материала тепличников — за пару лет подорожал с 57 до 91 рубля. Поэтому нынче фермер в последний раз использует устаревшие деревянные конструкции. А по весне построит еще восемь ангаров, нарастив посевные площади до 2,1 гектара.

— Если прежде полиэтилен прибивали гвоздями, то теперь...
Полный материал читайте в печатной версии газеты или PDF-формате.
Читайте нас: