Все новости
Экономика
27 Февраля 2014, 18:41

«Не проходите мимо!!!»

Жизнь в зоне — одно удовольствие. Это доказывает особая экономическая зона «Алабуга»

Мастер росписи по дереву Анастасия Ямаева унаследовала талант от родителей
Мастер росписи по дереву Анастасия Ямаева унаследовала талант от родителей
Ездить в зарубежные командировки за опытом — любимое занятие чиновников.

Исколесены представителями башкирской элиты сотни стран. Как только начинаются разговоры об очередном экономическом чуде, наши сразу туда. Была даже названа улица в Уфе в честь продвинутой земли в Германии, с которой Башкирия водила дружбу — округ Галле. Однако немецкое чудо не повелось на название и к нам не пришло.
И вдруг заговорили об экономическом чуде в Татарии. Совсем близко. У соседа, с которым мы находимся в состоянии постоянной состязательности, произошел реальный инвестиционный прорыв. Мечта любого российского региона. Оказывается, прорыв произошел давно, в конце 2005 года. Но прежнее руководство Башкирии делало вид, что он, северо-западный сосед, ничем абсолютно не отличается и ездить туда не пристало ни за опытом, ни на сабантуйскую чарку. С кумысом.

Запомнилась из журналистской практики смешная, повторяющаяся ежегодно в третьей декаде мая сценка из работы крупнейшей международной выставки «Газ. Нефть.
Технологии». Здесь непременно демонстрирует огромную экспозицию «Татнефть».
Экспозиция то ли по иронии судьбы, то ли по воле татарской стороны всегда располагается рядом с площадками «Башнефти» и других крупных нефтегазовых компаний Башкирии. Момент кульминации каждый раз наступает тогда, когда выставку сразу после открытия обходит официальная делегация во главе с первым лицом региона.
Предыдущий президент пытался всячески обойти «Татнефть». О причинах такого поведения не берусь судить: казалось бы, наоборот — начни обход с дежурным визитом к соседу. Ан нет. И в очередной раз, когда первое лицо, сердито изогнув брови, сделало шаг мимо их экспозиции, неизменный представитель «Татнефти», доктор технических наук Иван Федорович Калачев прямо-таки закричал ревом марала, но умоляюще: «Не проходите мимо нас!». Он повторял свой клич на весь зал до тех пор, пока официальные лица не остановились. Не подойти к Калачеву было нельзя. Ивану Федоровичу удалось задержать делегацию на рекордное от «Башнефти» время. Он рассказывал темпераментно о новинках, которые того, конечно, заслуживали.

Эта «нефтяная» мизансцена вспомнилась на минувшей неделе, когда правительственная делегация Башкортостана отправилась в командировку в регион не Западной Европы, а Восточной — в Татарию, где вот уже восемь лет развивается и растет неслыханными в мире темпами особая экономическая зона «Алабуга». Хочу предостеречь. Если нижеследующее журналистское повествование в прозе будет по концентрации эмоций напоминать песню, то так тому и быть.
Глава Елабужского района Геннадий Емельянов обязал руководителей ЖКХ общаться с народом еженедельно через телевидение.

Придется разделить текст на куплеты.

Куплет первый

Родословная «Алабуги»

Редкий житель Башкирии не вдыхал воздуха Турции, не стоял у подножия пирамид Египта, не лицезрел священные храмы Кипра, Греции, Испании. Где мы только не бывали, а вот о прелестях древней Елабуги, тем более о ее современной промышленно-технической экзотике мало кто имеет представление.

— Что за птица на обугленном пне? — спрашиваю начальника орготдела совета Елабужского района Гузель Тазиеву, показывая на герб района. — Наверное, она символизирует заботу об экологии, — допытываюсь у нее.

— Это дятел, — поясняет Тазиева.— Символ трудолюбия, неутомимости, упорства.
Экология тоже не забыта: видите, как из старого ствола тянется зеленая веточка.

Герб у елабужан — не просто красивая атрибутика, а выражение характера местных жителей. В нем целая связь поколений.

Елабуге исполнилось 1007 лет. Археологи доказали, что десять веков назад люди, населяющие эту территорию, сформировали свое бытоустройство в городское поселение.

Богатством и процветанием, достигшим максимума в ХIX веке, дореволюционная Елабуга обязана купечеству. Кстати, то же самое о своей истории могли бы сказать жители нашего Бирска или села Николо-Березовка. Реки, самые эффективные в те времена транспортные магистрали, обеспечивали таким населенным пунктам торгово-караванное значение.
Елабуга имела связь со всеми регионами России, а также с Англией, Германией, Францией, Бельгией, Голландией. На 11 тысяч жителей приходилось 600 купцов. Годовой торговый оборот достигал 11 миллионов рублей (по курсу ХIX века!). Например, на пожертвования династии купцов Стахеевых (кстати, их мельницы находились, говорят, и под Уфой) в Елабуге было построено поражающее красотой и великолепием трехэтажное здание Епархиального училища, там сегодня находится Елабужский институт Казанского федерального университета. Даже император Николай II держал акции торгового дома Стахеевых.

Уездный город стал малой родиной больших талантов, он и поныне остается культурным и духовным центром Прикамья. Мы не могли не отметить, как чиновники разного ранга, многочисленные экскурсоводы и искусствоведы твердят как заклинание, что в судьбе этого небольшого города присутствует некая мистическая составляющая, определившая Елабуге особую миссию. Здесь написала свои «Записки» ординарец полководца Кутузова Надежда Дурова. Родился и вырос известный врач, ученый, основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии Владимир Бехтерев. Здесь провела последние дни жизни Марина Цветаева. Здесь в ХVII веке осел Степан Шишкин, пришлый крестьянин из Нижегородских краев, стал на хлебном промысле купцом, окреп, от него пошла династия купцов Шишкиных, которую прославил на весь мир художник — певец соснового бора Иван Шишкин. Уроженец города Николай Пинегин — художник и полярный исследова- тель, основал музей Арктики и Антарктики в Петербурге. Здесь вырос русский советский писатель Станислав Романовский, открывший литературный талант Василия Шукшина.

Если говорить о елабужских купцах, то обязательно надо отметить: эти старательные, упорные люди выросли в основном из низших слоев населения. Они заражали, безусловно, образом жизни, амбициями всю свою округу. Скорее всего, их личности и качества характера взяли за основу герба создатели геральдического рисунка. Только «дятлы», способные трудиться в любое время суток, могли добиться создания особой экономической территории для себя, заставив поверить высшие власти в обоснованность своих притязаний. Ведь многие регионы выставляли подобные проекты. В июле 2005 года, после принятия закона об особых экономических зонах, было рассмотрено 73 заявки от 41 региона. Путем конкурсного отбора были отобраны две площадки, одна из них «Алабуга».
В купеческой Елабуге запрещены снос старинных домов и строительство высотных зданий.

Куплет второй

Как запрягать тройку?

«Переправа, переправа, берег левый, берег правый». Даже эта короткая строка звучит у поэта-классика не без трагизма. «Переправа» нашего государства от берега советского к другому, с рыночными отношениями, только сейчас начинает получать более или менее трезвые, уравновешенные анализ и оценку. Рынок, в котором царит закон конкуренции всего и вся (от материальных до интеллектуальных и даже духовных ресурсов между регионами и городами), потребовал от «дятлов» нового осмысления перспективы развития своей территории.

Куда и как пойти, чтобы добиться наибольшей комфортности для населения? Как и куда приложить мастеровые руки и светлые головы? Как сделать так, чтобы именно в Елабугу предпочитали вкладывать инвестиции? Как эффективнее развивать любимый город в трех исторических направлениях: быстрорастущего промышленного центра; историко-архитектурного и музейного заповедника, в котором сознательно сохраняются прежняя застройка, атмосфера купеческого городка, привлекающая толпы туристов, а также как нетронутого цивилизацией природного заповедника?

В ходе поиска ответов на эти вопросы и родилось то экономическое чудо, которое сегодня влечет инвесторов со всего мира и еще больше туристов вроде нашей делегации.

— Елабуга интересна тем, что дает пример успешного сотрудничества федеральных, региональных и местных властей при осуществлении совместных проектов, — не один раз сказал в ходе интервью глава администрации Елабужского района Геннадий Емельянов, крещеный татарин.

При изучении истории зоны долю мистики и рассуждений по поводу особой ауры Прикамья надо свести к минимуму. Вся цепочка событий имеет реальные связки. Еще в 1985 году руководство СССР приняло решение о строительстве в городе завода пропашных тракторов, а в 1988-м решило перепрофилировать строящийся комплекс на производство легковых автомобилей малого класса. Под это создали производственную и инженерную инфраструктуру, привлекли трудовые ресурсы.

После перестроечного кризиса город оказался «на коленях». Недостроенными остались 400 тысяч кв. метров производственной и социальной инфраструктуры. Число безработных достигло 7 процентов от активной части населения. Переключившись на интересы «большой стройки», руководители региона оставили вне внимания текстильную, мебельную, пищевую промышленность, которыми город всегда славился. Нарушились горизонтальные связи, снизился объем перерабатываемой сельскохозяйственной продукции. Елабуга превратилась в придаток близлежащих мегаполисов, в моногород, значительную часть экономики которого формировала нефтедобыча. Не правда ли, знакомая нам картина?

Под угрозой разрушения оказалась историческая часть Елабуги.

В эти сложные годы, как сейчас рассказывают современники, сформировалась группа энергичных и неравнодушных к судьбе города людей, которая поставила целью вернуть Елабуге былой статус. Был разработан ряд стратегических решений, появилось множество проектов. Все, что наметили, можно разбить на четыре этапа. Первый — создание свободной экономической зоны «Алабуга» в рамках компетенции региональной и местной власти. Второй — санация предприятий и их разгрузка. Третий — среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития территории. Четвертая — создание особой экономической зоны с федеральным статусом. Были у этой затеи как сторонники, так и противники.

Трудный путь пройден. Город встал «с колен». Опыт елабужцев получил общероссийское значение, его перенимают предприятия и регионы.
Здание дирекции зоны «Алабуга».

Куплет третий

Прилетели иностранные «дятлы»

То, что выбор для прописки особой зоны пал на Татарстан, обусловлено понятными причинами. Это экономически развитый регион с крупным индустриально-энергетическим потенциалом: нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия, автомашиностроение.
Замечаете: почти копия Башкортостана! Вот только где мы были, начиная с 1990 по 2005 годы, пока натужно пробивалась в кремлевских кабинетах тропа к «особой зоне»? Почему не использовался наш топливно-энергетическо-химический кластер, который, по оценкам специалистов, в те годы был помощнее татарского?

Наше прежнее руководство заявляло: «Мы сегодня добываем 11 миллионов тонн в год.
Нам с вами этого хватит». Кому-то, единицам похоже, хватило, большинство же до сих пор чешет затылки: все ли было правильно сделано?

В 2006 году началось строительство особой экономической зоны «Алабуга». Летом следующего сюда приехал с визитом министр-наставник Сингапура Ли Куан Ю, автор экономического чуда. Увидев панораму стройки, он заявил: «Я поражен значительным прогрессом, который был достигнут за один год. Это показатель роста и успеха». В мае 2008-го «Алабугу» посетил Владимир Путин и тоже отметил, что здесь реализуются все ранее достигнутые договоренности. То есть намеченные цели не остались на бумаге, как это часто бывает.

За прошлый год совокупная выручка резидентов зоны составила 35 миллиардов рублей.
Это можно сравнить с годовой выручкой половины промышленности Стерлитамака.
Достигнуто всего за девять лет!

«Алабуга» находится от Елабуги в пяти километрах. Площадь зоны — 20 квадратных километров. Пока. Есть планы удвоить территорию. Для описания заводов, уже запущенных здесь и строящихся, журналистская фантазия подсказала новую единицу измерения — футбольное поле. Есть корпуса, в которых можно разместить один стадион, есть — под два, а то и под три стадиона. Улицы-проезды широкие, с запасом под будущее развитие.

Сегодня действуют девять предприятий-гигантов: по сборке микроавтобусов «Форд», выпуску стекловолокна и продукции на ее основе, теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты, в цехах компании «Белая дача» производится овощная продукция, которая развозится по всей России в сетевые магазины, рестораны «Макдональдс» и другим крупным потребителям.

Еще девять предприятий в стадии пуско-наладки.

Среди них завод по производству плит из древесных стружек — МДФ. Инвесторы и строители — турки. Когда гендиректор Мурат Фырад узнал, что мы из Уфы, где его конкуренты пытаются построить такой же завод «Кроношпан», тут же забыл об услугах переводчика и на уверенном русском языке похвастал, что его алабужский завод будет удовлетворять своей продукцией всех потребителей в радиусе 500 километров, и что уже в мае этого года будет получена первая продукция. «В мае?!» — не поверила аудитория, слушавшая турка. Ведь гигантский корпус еще недостроен, оборудование недосмонтировано. «В мае!» — сверкнул глазами потомок османов, поставив точку в разговоре. Судя по тому, что на территорию завода без конца шли грузовики с лесом из Пермского края, Удмуртии — предприятия еще нет, а сырье идет! — захотелось поверить Мурату.

В особой зоне свои темпы во всем. На подписание ряда документов в обычных регионах уходят десятки месяцев, а то и годы. В «Алабуге» справляются за три месяца. Для наглядности назову эти шесть необходимых процедур: регистрация резидента, подготовка бизнес-плана, его согласование, проведение заседания наблюдательного совета ОЭЗ «Алабуга», проведение заседания экспертного совета и подписание соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. И вперед — строй свои корпуса!

И все-таки есть люди, которые критически оценивают развитие «Алабуги».

— За девять лет всего девять заводов — это достаточно долгий процесс, — сказал однозначно депутат Госдумы Иван Абрамов, член комитета по развитию Крайнего Севера и Дальнего Востока, и заключил: — При создании особой зоны на Дальнем Востоке такие темпы не пойдут. Согласование документов, растаможка грузов должны происходить за один день, точнее, за три часа. А чем еще чиновникам заниматься?!

Абрамов к тому же бизнесмен, ему виднее. Он прилетел из Владивостока для изучения опыта «Алабуги».

Резиденты спешат. В условиях таких льгот дорог каждый день. Все компании, пожелавшие сюда инвестировать, — иностранные и отечественные — при минимальном пороге инвестиции в 3 млн евро на 10 лет освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов. Налог на прибыль такой: два процента — первые пять лет, семь — следующие пять лет и 15,5 процента — до 2055 года. Налог на имущество, землю и транспорт — ноль в течение 10 лет с момента появления налоговой базы. На территории зоны действует режим свободной таможенной зоны, это позволяет ввозить товары из-за рубежа без импортной пошлины и НДС.

К электросетям подключение бесплатное. Например, в Москве подключение собственного производства к линиям электропередачи для компаний, потребляющих до 20 МВт, обошлось бы в 20 млн долларов. Администрация «Алабуги» уже оплатила для своих резидентов стоимость подключения 350 МВт электроэнергии.

Если кто-то из них пожелает арендовать землю, то гектар ему обойдется в 900 долларов, а покупка в собственность — 3 тыс. долларов.

Такой налоговый рай, помнится, наступил как-то по всей России в конце 80-х прошлого века для кооперативов. Тогда только ленивый их не открывал. Теперь «Алабуга» — островок подобного рая. Оттого и пламя в глазах турков, немцев, голландцев и, конечно, российских инвесторов.

Куплет четвёртый

Досталось Елабуге от «Алабуги»

От бурно развивающейся «зоны» достается и старинной Елабуге. Привели в порядок все 165 объектов культурного наследия: купеческие особняки теперь занимают магазины, рестораны, офисы, музеи. Всего 15 музейных комплексов. За год здесь бывает 165 тысяч туристов — по два на каждого елабужца.

— Сколько денег выделяется на содержание вашего музея? — интересуюсь у директора Дома-музея художника Ивана Шишкина, которая встретилась нам совершенно случайно во дворе, когда наша группа уже покидала усадьбу.

— Не знаю, — искренне призналась интеллигентная во всех отношениях дама средних лет и пояснила: — Все наши просьбы рассматриваются быстро, ни в чем отказа не бывает.

Какой директор музея не мечтает о таком!
Цеха «Белой дачи» — круглогодичный российский огород.

Прямая речь

Рустэм Зарипов, начальник управления по взаимодействию с инвесторами ОАО ОЭЗ «Алабуга»:

— По данным на февраль, 41 компания зарегистрировалась в качестве резидентов.

Общий объем заявленных инвестиций достиг 105 млрд рублей, из них 58 млрд уже вложены
в строительство заводов. Создано четыре тысячи рабочих мест. Средняя зарплата 25 — 35 тысяч рублей. Всего резидентами произведено 82,18 млрд рублей. Объем налоговых поступлений за весь период деятельности «Алабуги» в бюджеты разных уровней достиг 5,46 млрд рублей. До 2020 года число резидентов планируем довести до 120. Это вполне реально.

Еще одна особенность деловой элиты Татарстана — молодые кадры на ответственных должностях. Уточним: молодые и высокопрофессиональные. Так, нас сопровождал
29-летний первый заместитель министра промышленности и торговли Руслан Кабиров.

Как ни странно, образование у него высшее гуманитарное — по международным отношениям. Практиковался за рубежом. Работа с инвесторами — стихия молодых.
Николай Кусаев, глава Бехтеревского сельского поселения:

— Село Бехтерево, сами видите, где-то в километре от особой зоны. Никаких вредных выбросов мы не ощущаем. Население 600 человек, из них почти половина работает на заводах «Алабуги». В среднем зарплата у них от 30 до 60 тысяч рублей. Часть сельчан продолжает трудиться на сельскохозяйственном предприятии — бывшем колхозе, у них зарплата до 15 тысяч рублей. Мы с нетерпением ждали открытия заводов, внимательно следили за ходом строительства. Приезжающие спрашивают меня: были ли недовольные таким соседством?
«Алабуга» занимает территорию до 20 квадратных километров.

Почему возникает такой вопрос?! Люди рады новым рабочим местам, жизнь улучшается на глазах.
Уездный город стал малой родиной больших талантов, он и поныне остается культурным и духовным центром Прикамья.
От бурно развивающейся зоны достается и старинной Елабуге. Привели в порядок все 165 объектов культурного наследия: купеческие особняки теперь занимают магазины, рестораны, офисы, музеи. Всего 15 музейных комплексов. За год здесь бывает 165 тысяч туристов —
по два на каждого елабужца.
Читайте нас: