Все новости
Экономика
25 Декабря 2013, 15:19

ТОПаем дальше?

Республика продолжает лидировать в общероссийских рейтингах

Республика на шестом месте по созданию высокопроизводительных рабочих мест.
Республика на шестом месте по созданию высокопроизводительных рабочих мест.
Парадоксально, но факт. Постоянно жалуясь на нехватку денег, россияне более чем активно покупают автомобили. Причем все чаще дорогие. Жители республики не составляют исключения и, более того, опережают в этом плане многие регионы. Эксперты утверждают, что по количеству транспорта Башкирия занимает первое место в Приволжском федеральном округе. А если условно разделить численность населения на количество «стальных коней», то получается, что в нашем регионе свой автомобиль есть у каждого третьего.
Купил машину — уверен в будущем

Подобные утверждения отнюдь не голословны. Каждому из нас достаточно проехаться в час пик по Уфе, чтобы убедиться: автомобилистов пруд пруди. И если еще десять-двенадцать лет назад в общей массе владельцев личных авто преобладали работники нефтепрома, газовики и «северяне», то теперь за руль в Башкирии пересаживаются бюджетники, студенты и даже гастарбайтеры.

Не случайно, по данным агентства «Автостат», республика вошла в топ-десятку по объему автопродаж, заняв шестое место. Жители республики купили за девять месяцев более 70 тысяч машин, опередив Самарскую, Свердловскую и Челябинскую области. Более того, Башкирия единственная показала рост более чем в четыре процента, тогда как в семи из десяти «топовых» регионов этот показатель ушел в минус.

Как считают специалисты, сегодняшний автобум — это результат того, что в последние годы средняя зарплата в республике росла быстрее, чем цена на авто. «Даже еще толком не успевшая встать на ноги молодежь уже стремится обзавестись машиной, — говорит менеджер по продажам одного из уфимских автосалонов Игорь Ахметзянов. — Правда, за «наличку» их берут немногие, большинство предпочитает кредит. Впрочем, нам без разницы: больше продадим — больше премиальных получим. Но рост автомобильных продаж в Башкирии сегодня налицо».

По поводу покупки машин в кредит мнения экономистов неоднозначны. Часть из них считает, что такое приобретение — не что иное, как долговая «автояма», и люди лезут в нее, затянув потуже пояса. Другие, напротив, считают такие покупки признаком уверенности в завтрашнем дне. «Конечно, гарантировать тому или иному региону стопроцентную экономическую стабильность не может никто, — поясняет экономист Рим Якупов. — Сегодня можно говорить лишь о ее предпосылках. Но, на мой взгляд, у республики они определенно есть».

Нефть для бюджета не главное

Одной из таких предпосылок специалисты считают финансовую обеспеченность. Она складывается из доходов регионального бюджета, поступлений и расходов Пенсионного фонда, а также фондов социального и медицинского страхований. Кроме того, сюда входит кредиторская и дебиторская задолженность предприятий, вкупе с так называемым «удельным весом их прибыльности». Если эти показатели «работают» в плюс, то регион считается финансово обеспеченным. Если нет — это уже тревожный признак.

Наш регион по показателям финансовой обеспеченности уже второй год подряд занимает шестое место. Причем вовсе не за счет нефти и газа, как может показаться на первый взгляд. По мнению специалистов, наличие полезных ископаемых и экономическая стабильность связаны друг с другом лишь опосредованно. Например, нефтяными кладовыми считаются Ямало-Ненецкий или Ханты-Мансийский автономные округа. Однако в рейтинге мы их все равно опережаем. Следовательно, экономическая стабильность зиждется на других китах. Как говорят экономисты, главный из них — грамотное управление финансовыми потоками и умение вытягивать ножки по одежке. То есть жить по средствам.

Республика стремится именно к этому. «Мы не берем неподъемных кредитов и не гонимся за амбициозными проектами, — не раз подчеркивал президент Рустэм Хамитов. — Для нас важнее прибыльная работа предприятий, привлечение инвестиций, создание рабочих мест и социальные гарантии жителей. Чем меньше у нас будет нерентабельных производств, тем богаче будет регион».

Говоря о рентабельности предприятий, нельзя упускать из виду и такой момент, как создание высокопроизводительных рабочих мест. Под этим термином специалисты подразумевают рабочее место с производительностью труда не менее трех миллионов рублей в год. Но, как говорит рейтинговое агентство «Эксперт РА», по этому показателю Россия находится на предпоследнем месте среди стран Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Те самые три миллиона показывают лишь немногие отечественные компании. Большинство почти втрое отстают от стран Западной Европы и США.

В то же время агентство составило топ-десятку российских регионов, наиболее преуспевших в создании высокопроизводительных рабочих мест. По итогам прошлого года наша республика занимает в нем шестое место. Она поднялась на два пункта, поскольку в 2011 году занимала восьмую позицию. Правда, с производительностью труда есть проблемы. По его уровню мы лишь в третьей десятке, но несомненным плюсом «Эксперт РА» считает стремительный рост рабочих мест. За прошлый год в республике их было создано 164 тысячи, тогда как в 2011-м — около 90 тысяч.

Не призрачная прозрачность

Сейчас республика — объект повышенного интереса финансистов. Особенно он возрос после того, как в этом году международное агентство Standard&Poor’s повысило ее кредитный рейтинг до прогноза «стабильный». Для банкиров и инвесторов такая оценка сродни знаку качества и означает, что в регион можно вкладываться без опаски. К тому же, по информации республиканского минэкономразвития, Башкирия второй год подряд занимает первое место среди регионов в категории «Минимальные экономические риски». Причем сочетает это положение с неплохим инвестиционным потенциалом.
КОММЕНТАРИЙ

Евгений МАВРИН,
заместитель премьер-министра правительства — министр экономического развития республики:
— На фоне общероссийского спада инвестиционной активности объем инвестиций в экономику республики за девять месяцев вырос на 7,2% — почти до 170 млрд рублей. Цифры подтверждают хорошие позиции, хотя на протяжении всего года был определенный негативный информационный фон вокруг уже всем известного инвестпроекта, работа с инвесторами — это тоже сохранение некой имиджевой составляющей, которая может отразиться на наших итогах.

В своей работе, безусловно, мы больше ориентируемся на рейтинги Минрегионразвития, которое ежемесячно оценивает социально-экономическое положение регионов. В его методике показателей больше, и в расчете участвуют, как правило, абсолютные значения. И мы еще в прошлом году не раз отмечали, как значительно сокращается разрыв между республикой и другими субъектами России по отдельным макроэкономическим показателям.
Кстати, на республику он тоже не с неба свалился. Регион выстроил в этом направлении грамотную стратегию. Как отмечает министр экономического развития Евгений Маврин, у нас действуют система льгот для инвесторов, а также технология поддержки инвестиционных инициатив. Она выстроена по принципу единого окна и в первую очередь предполагает доступность, последовательность и прозрачность.
К слову, прозрачным регион признан не только для инвесторов. Прозрачными нас признали и в области госзакупок. «Пожалуй, в сегодняшней России государственные закупки — одна из самых коррупциогенных ветвей в деятельности чиновников, — комментирует Рим Якупов. — Достаточно вспомнить громкие скандалы с покупкой медоборудования, которые имели место в ряде регионов. Или дело «сердюковцев» из минобороны. В общем, думаю, что порядок в этой сфере наведут еще не скоро».

Столь категоричное мнение можно опровергнуть опять же на примере нашей республики. Согласно Национальному рейтингу прозрачности закупок она уже на протяжении двух лет удерживает второе место среди регионов России в категории «гарантированная прозрачность». Для сравнения: в 2010-м регион был лишь 34-м. «За три года, с момента выхода первого рейтинга, мы сделали очень многое, — пояснил «РБ» председатель регионального госкомзаказа Сергей Новиков. — В первую очередь нынешний президент республики дал команду госзакупки централизовать. Тогда это была революционная мера, поскольку до этого госзаказы каждый размещал по своему усмотрению. А кто-то и вовсе их «прятал». Но с 2010 года существует жесткая госполитика, прописаны порядок и нормы. Кроме того, в 2011 году вся Россия перешла на электронные аукционы. К такому шагу мы уже были готовы: начали подготовку к нему еще за полгода. Таким образом, получили фору перед другими регионами. Теперь по прозрачности госзакупок мы уступаем только Москве. Это играет на руку и республике, и бизнесу, и населению».

Ждём прорыва

Итак, за последние два-три года регион стремительно вырвался в топ-десятку по многим показателям. Но для многих жителей региона это так и осталось незамеченным. По мнению социологов, это связано с тем, что лидерство в рейтингах напрямую не связано с их благосостоянием, а потому пользы от него люди не видят.

С этим можно было бы вполне согласиться, если бы не одно «но». Такие показатели, как прозрачность госзакупок или создание высокопроизводительных рабочих мест, чисто экономически не могут принести мгновенные дивиденды. «Они работают на перспективу, и уже через пять-десять лет республике можно будет предсказать весомый экономический прорыв, — поясняет Рим Якупов. — Главное, что для этого сделаны существенные шаги».
Читайте нас: