Все новости
Экономика
15 Ноября 2013, 15:01

Большое плавание не за горами?

Очень скоро агидельцам понадобятся сварочные аппараты и знание основ судоходства

Следующим летом Агидель приступит к ремонту судов, уверен Павел Юрченко.
Следующим летом Агидель приступит к ремонту судов, уверен Павел Юрченко.
Перемен к лучшему в Агидели откровенно заждались. Отсюда живой интерес к общественным слушаниям, которые прошли в городской администрации. Они были целиком посвящены судоремонтно-судостроительному заводу, создание которого должно стать первым шагом по решению целого комплекса накопившихся проблем.
— Вопрос о строительстве завода в Агидели имеет богатую предысторию, но активно решаться он начал в течение последнего года, — напомнил гендиректор Уфимского судоремонтно-судостроительного завода Павел Юрченко. — Первоначально он планировался как копия уфимского завода, но сейчас решено расширить его технические возможности. В итоге предприятие сможет обслуживать суда максимально больших габаритов, проходящие по волго-балтийскому пути с заходом в Агидель. Хочу подчеркнуть: в радиусе трех тысяч километров это будет единственное предприятие, способное поднимать на берег суда класса «Волготанкер» с водоизмещением до 9 тысяч тонн. Сам завод будет строиться в три этапа. К следующему лету должен быть готов слип, это конструкция, по которой суда поднимаются на берег. Сейчас проектируется слип размерами примерно полкилометра в длину и столько же в ширину. На нем одновременно могут расположиться девять судов высокой габаритности класса «Башволготанкер». Уже это позволит создать определенную загрузку и гарантированные рабочие места. Их число возрастет до тысячи при переходе на второй этап, когда в полном объеме заработают производственные и судоремонтные цеха. Предприятие будет заниматься не только судами. Планируется построить цеха по производству крупногабаритных металлоконструкций и горячего цинкования. Здесь же будут обслуживаться заказы Российских железных дорог с учетом строительства высокоскоростной магистрали и скоростной дороги на Уфу — это еще дополнительные рабочие места. Сейчас решается вопрос о железнодорожном сообщении Агидели путем подведения ветки со стороны Уфы. Отмечу, что уже есть инвесторы по всем этим направлениям. Проведены топографические, геодезические работы, геологические изыскания. По большому счету, после получения всех разрешений мы готовы начать строительство.

В центре внимания оказались вопросы воздействия нового предприятия на окружающую среду. Для Агидели они носят во многом судьбоносный характер. Именно мощное общественное движение два десятка лет назад стало едва ли не главной причиной прекращения строительства атомной электростанции. Сегодня накала страстей не ожидается, агидельцы на себе испытали, что значит отсутствие градообразующего предприятия.

— Завод, который будет строиться в Агидели, во многом является прототипом уфимского, исходя из этого можно дать оценку его экологичности, — пояснила программист-эколог Надежда Акаева. — Предприятие будет располагаться примерно в трех километрах от города, это практически исключает опасность для Агидели. Основные работы планируется проводить на береговом слипе, на воде никаких процессов не будет. Все отходы пройдут строгий контроль перед утилизацией на специальных полигонах. Захламить территорию попросту не позволит закон, предусматривающий очень жесткие санкции. Завод будет отнесен к третьему классу опасности из пяти. Это выше, чем в Уфе, потому что предприятие будет более мощным.

— То есть при любых увеличениях объема выбросов город находится на экологически безопасном расстоянии от завода, — дополнил финдиректор уфимского завода Михаил Кулаков.

Начальник отдела Госкомтранса республики Олег Гилев считает главным вопросом по промплощадке — право собственности.

— Пока она принадлежит «Росатому». Власти активно работают над предложением разделить площадку пополам: часть оставить в федеральной собственности, а часть — вместе с речным портом — передать республике. Тогда сюда без риска придут инвесторы. Понятно, что это — вопрос перспективы. А судоремонтно-судостроительный завод, чтобы не откладывать дело в долгий ящик, расположится на землях города.

Сдержанный оптимизм — так, пожалуй, можно оценить общее настроение участников слушаний. Никто не сомневается: новое предприятие очень нужно городу. Но проблем, с которыми ему придется столкнуться, никто не скрывает уже сегодня. Взять хотя бы цех горячего цинкования. Это автономное производство, в основе которого довольно сложный немецкий проект. Строительство такого цеха с учетом всех согласований — вопрос не одного года. Впрочем, в Агидель и раньше приезжали с блестящими проектами испанцы и французы, англичане и итальянцы, результатов этих визитов нет. Прозвучал и чрезвычайно злободневный для города вопрос о зарплате на новом заводе. Ведь многие склонны видеть сегодня в Агидели источник дешевой рабсилы.

— Если брать среднюю зарплату на уфимском заводе, она составляет примерно 18 тысяч рублей. Но квалифицированный сварщик с сертификатом зарабатывает существенно больше, а именно сварочные работы должны здесь стать основными, — сказал Павел Юрченко.

Думается, эти слова звучат обнадеживающе для сварных дел мастеров, которые куют звонкую монету вдали от родных берегов. Но мастеров потребуется столько, что уже звучит вопрос о подготовке кадров в городе. Причем привлечь молодежь, помимо достойной оплаты труда, планируется возможностью проходить альтернативную армейскую службу на заводе.

Представители городских властей, предприятий и организаций получили ответы на многие вопросы. На очереди — публичные слушания.
КОММЕНТАРИИ

Олег Крысин,
глава администрации Агидели:
— Слушания были очень важны для города, как важно все, что касается оживления экономики и создания новых рабочих мест. Конечно же, жители Агидели кровно заинтересованы в создании таких предприятий, рассчитывают на них. Надеюсь, что уже весной начнется строительство завода. Это позволит обозначить какие-то перспективы для нашей молодежи, вернуть в город часть тех, кто уехал в поисках работы.

Валерий Фёдоров,
гендиректор управляющей компании индустриального парка «Строительные материалы»:
— Главный вывод может быть один: этот завод городу необходим. Такова точка зрения и руководителей Агидели, и горожан. Двадцать лет мы искали варианты серьезных инвестиций, наконец, они появились. Это очень важно и с той точки зрения, что успех проекта наверняка расшевелит и других возможных инвесторов.
Читайте нас: