Все новости
Экономика
4 Июля 2013, 15:12

При всём богатстве выбора

Программа развития северо-востока республики реализуется медленно

Караидельский район может стать основным поставщиком сырья «Кроношпану».
Караидельский район может стать основным поставщиком сырья «Кроношпану».
Прошла ровно половина времени, отпущенного на реализацию программы развития северо-востока республики до 2015 года, и можно уже делать первые выводы. Еще в период разработки документа у большей части экспертов существовал скепсис по поводу возможности решения накопившихся в этом субрегионе проблем. Слишком уж тугой их узел здесь завязался: население сокращалось, промышленность не была развита еще с советской эпохи, а сельское хозяйство пришло в упадок. Для перелома ситуации требовались баснословные ресурсы, которых всегда не хватает.

Субрегион сильно отстает от среднего республиканского уровня по многим показателям. К примеру, население восьми районов, которые принято называть северо-востоком, составляет восемь процентов от численности населения Башкирии, но производит менее полупроцента валовой продукции региона. Производительность труда в 10 раз ниже, чем по республике. Понятно, что такое соотношение не привлекает инвесторов — приток капиталов сюда на 45 — 70 процентов ниже, чем в среднем по региону.

Характерный пример. В Караидельский район пришел инвестор, построил здесь молокозавод мощностью 16 тонн молока в сутки, завел молочное стадо. Вложения в проект составят 146 млн рублей, из которых 46 республика ему вернет как крупному инвестору. Человек этот из бывших местных, живет сейчас в Москве, но корни не отпускают — решил «оживить» родное село, благо деньги есть. Так вот он рассказывает, что репутация у республики сложилась среди инвесторов малопривлекательная: «Мы, говорят, деньги вложим, построим, уедем, а здесь все разворуют, растащат и разграбят».

— Откуда о нас такая слава, откуда такое неверие? — задавал чиновникам вопрос на совещании в Аскино президент республики. — Мы заинтересованы, чтобы все росло и ширилось, чтобы все получалось, но не верят люди. Кроме того, нам не хватает компетенции, специалистов. Формально есть люди, окончившие вузы, но они либо на Севере работают, либо пьянствуют, бездельничают. Мы договорились, что хозяйство этого инвестора будет опытным, показательным. Получится у него, он приведет тех, кто хотел бы заниматься сельским хозяйством, чтобы и дальше вкладывать средства.

Половина пути пройдена, и можно отметить, что часть скептических прогнозов все же сбылась. Впрочем, кто бы в этом сомневался. При том объеме задач, которые нужно было решить, отпущенного срока явно недостаточно. И глава региона Рустэм Хамитов не питает иллюзий по этому поводу. «Нам только для того, чтобы набрать ход, найти точки приложения сил, нужно пару-тройку лет, — заметил он. — Решить проблемы, копившиеся десятилетиями, за год-два мы не можем».

Однако следует отметить и подвижки. Кроме названного инвестора, на северо-востоке появляются и другие предприятия — как малые, так и средние. К примеру, «Уфалеспром» в Караидельском районе значительно обновил производственные мощности, что позволило повысить производительность труда в два раза, количество работников выросло на 20 человек. Здесь делают мебель из местной березы, пользующуюся большим спросом. В планах выйти с ней и на зарубежный рынок.

Неплохо зарекомендовали себя фермеры, много производят продуктов на частных подворьях. Вот только дальнейшая реализация выращенного все еще большая проблема. В этом направлении нет системной работы. Рустэм Хамитов поставил задачу — развивать закуп и переработку сырья от фермеров и с личных подворий. «Речь идет о запуске здесь крупных перерабатывающих предприятий, — уточнил он. — И выход с продукцией в соседние регионы».

Другая ситуация сложилась в аграрном предприятии «Танып-агро» Аскинского района. Сегодня это незавершенный инвестиционный проект с уже освоенными примерно 200 млн рублей. В банке был взят кредит на 150 млн рублей, построена первая очередь, предприятие завезло скот, стало выдавать продукцию. Но мировой финансовый кризис помешал полномасштабной реализации планов — два года назад «Танып-агро» вместе с долгами перешел к «Региональному фонду», вложившему в проект еще 32 миллиона. С его помощью поголовье коров удалось довести до 500, продавать ежедневно 1,5 тонны молока. Но для такого проекта это означает — ни жив ни мертв.

Рустэм Хамитов поручил вице-премьеру Эрнсту Исаеву довести до логического завершения строительство крупного животноводческого комплекса в Аскинском районе.

— Здесь много плодородных угодий, кормов, но нет современных агропредприятий, — сказал глава республики. — Поэтому для нас важно закрепиться тут с помощью крупного хозяйства, вокруг которого развивалось бы эффективное агропроизводство.

Один из вариантов — передать этот комплекс МТС «Центральная», которая уже имеет опыт работы в животноводстве, не говоря уже о растениеводстве.

И, конечно, северо-восток немыслим без лесного хозяйства. Предприятию «Кроношпан», строительство которого начнется под Уфой, а первая очередь должна заработать уже через год, понадобится лес. С выходом на проектную мощность переработчикам потребуется два миллиона кубометров низкосортной древесины в год. По 6 тысяч кубов в день. Немалая доля этих поставок достанется северо-востоку, поэтому нужны дороги, логистическая служба, места предварительного складирования и многое другое. «К работе нужно приступать уже сегодня, чтобы обеспечить такую «мясорубку» сырьем, — отмечает глава региона. — Комбинат будет перерабатывать весь древесный хлам, опилки, перестойную древесину».

Лесопромышленники Караидельского района увидели перспективы для развития всего лесного хозяйства, поэтому еще в начале года, как только стало известно о намечаемом сотрудничестве с этим гигантом, послали делегацию в Подмосковье, чтобы заключить предварительные договоры и получить ответы на многие вопросы. Уже с весны лесники Караидели стали складировать древесные отходы на своих производственных площадках, чтобы направить в дальнейшем их на переработку на «Кроношпан».

Не менее прибыльным направлением остается для северо-востока и использование туристических, рекреационных возможностей районов. Словом, потенциал у субрегиона остается богатым, однако темпы реализации программы оставляют желать лучшего. Один пример: из намеченных к созданию до 2015 года семи тысяч новых рабочих мест пока открылось лишь 1,2 тысячи.
Читайте нас: