Все новости
Экономика
27 Июня 2013, 15:01

Своя тропа,

или Особенности «лесного» бизнеса

Сергей Ершов на рынке леса не заплутает.
Сергей Ершов на рынке леса не заплутает.
Те, кому хотя бы раз в жизни случалось, потеряв в лесу ориентиры, блуждать в чащобе часок-другой, поймут автора. Потому что чуть более десятка лет назад в схожей ситуации оказался Калтасинский лесхоз. Крепкое когда-то предприятие потеряло пути-дороги на рынке, повторив удел многих. Далеко не всем из них удалось выбраться из дебрей. Тем показательней пример «Агролеса», пришедшего на смену лесхозу.
— В принципе, со своей тропы мы не свернули, — рассказывает директор Сергей Ершов. — Как занимались переработкой древесины, так и продолжаем. Но жизнь заставила искать новые подходы, просто пилить лес на доски и продавать их — путь тупиковый. Во-первых, появилась масса частных пилорам. Как следствие, возник дефицит сырья — самой древесины, особенно высокосортной. Выход был один: перейти на глубокую переработку, производить продукцию, спрос на которую будет всегда.

С. Ершов показывает дверные и оконные блоки, лестничные марши, кухонные гарнитуры, которые делают здесь. И еще много всякой всячины — от хлебных полок для торговли до изящных поставцов под мед и крупы.

— Все это расходится бойко, работаем в основном под заказ. У нас доступные цены, но скрывать не буду: могла стоить наша продукция еще дешевле. Дело в том, что очень трудно стало получить хорошую делянку с нужной древесиной. Леса не хватает, сырье приходится закупать. Сами понимаете, себестоимость при этом растет. Считаю, при распределении делянок тот, кто производит конечный продукт, должен пользоваться привилегиями. Но мы играем на равных с теми, кто просто валит и ошкуривает деревья, не утруждая себя дальнейшей переработкой. А потом с выгодой нам же их и продает.

Десятилетие на рынке многому научило предприятие. Если раньше отходы в лучшем случае пускали на дрова, то теперь неделовую древесину перерабатывают в штакетник.

А еще 300 гектаров сельхозугодий засеяли многолетником. Поначалу даже кое-кто из работников ворчал: а это еще зачем? Скептики перевелись, когда в нынешнюю весеннюю бескормицу у ворот «Агролеса» стояла очередь на погрузку сена. Обустроили свою пасеку — тоже кое-какие деньги.

Но самое главное — Ершов со своей командой решил всерьез заняться домостроением. Разработали специальные панели с базальтовым утеплителем. Преимуществ — масса: они и огнестойкие, и тепло отлично держат, и сравнительно недорогие: панель толщиной 120 миллиметров по эффективности равна кладке толщиной в два с половиной кирпича. Впрочем, обо всех преимуществах лучше расскажут калтасинцы, уже перезимовавшие в домах из нового материала. Хотя бы дети-сироты, получившие жилье по федеральной программе. Договор с жилищным фондом, участие в программе развития села отчасти снизили проблему с качественным сырьем — для производства домокомплектов оно поступает централизованно. Собрать дом могут несколько мужчин, на это потребуется примерно неделя.

Ершов, начав разговор с проблем, ими же и закончил:

— Рабочих рук у нас не хватает. Нужны прежде всего водители и трактористы для работы в лесу. Но люди предпочитают получать пособие на бирже труда. Доходит до парадоксов — приходит ко мне водитель с биржевым направлением и с порога просит: поставьте отметку об отказе в приеме на работу. При этом ни зарплатой, ни условиями труда не интересуется. Видимо, надо что-то менять в этой системе, при которой выгоднее на печи бока пролеживать.
Читайте нас: