После первого в жизни полета на Ан-2, в который меня пустили по комсомольскому билету, я научился испытывать тихое счастье от разглядывания башкирских красот с небольших высот. Корочки ВЛКСМ мне пригодились лишь раз, в 1987 году, когда мы с дядей Рифкатом полетели в Караидель забирать лес для строительства дома. Полет на Ан-24 в Казань в 1991 году порадовал скидкой до 11 рублей уже по студенческому билету, а в 1998-м я летал в Сибай на Як-40 — с маршрутным листом от госсекретаря республики: проводить социологический опрос в Зауралье.
Потом как-то внезапно оказалось, что все российское авиа теперь — через Москву, причем на Боинге или Айрбасе и за прорву денег. Тот, кто ездил в Чебоксары, Ижевск или Пермь на многочасовом автобусе, наверняка поймет мою тоску по полетам на 500 — 600 километров. Миллион микроударов по позвоночному столбу, жара или сквозняк отбивают всякую охоту к «патриотуризму». Легковую поездку по так называемым федеральным трассам, где нужно рисковать на встречке из-за каждой фуры с «дошираком», тоже не назовешь большим счастьем.
Командировки в Нижний Новгород на любое событие окружного уровня — настоящая логистическая засада. Обидно убивать двое суток жизни и кучу денег на то, чтобы проехать полдороги до Москвы: Нижний как раз между нами не только в политическом, но и географическом смысле. Я раз десять соскакивал с таких поездок. В этот раз поехал из-за темы госдотаций «внутренних» перелетов между столицами округа. Она работает с весны, смысл ее в том, чтобы оплачивать четверть стоимости билета из федерального бюджета, четверть — из регионального. Оставшиеся семь тысяч в один конец до Нижнего я заплатил сам. Наш округ в этой программе является, не побоюсь этого слова, пилотным, именно на нас будут проверять спрос и предложение. Есть полеты планово-убыточные, только для того, чтобы проложить в наших головах воздушную лоцию. «Пилот» объявлен всего на восемь месяцев, есть риск, что пассажиры не расчухают за это время новую возможность. По дороге в Нижний я, нарушая запреты, махал объективом направо и налево, включал GPS, чтобы найти себя и даже вычислил по координатам Белебей, похожий сверху на бабочку.
Небольшая башкирская делегация долетела на ютейровском Ан-24 в Нижний в два прыжка: внезапным подарком оказалась пересадка в обновленном казанском аэропорту, который очень порадовал продвинутыми интерьерами, сувенирными лавками и московским общепитом. Старый казанский аэропорт сильно портил впечатление от «города-миллениумера», но сейчас там все хайтечно, гламурно и функционально. Нашим западным соседям трудно отказать в умении находить деньги под разные масштабные события, реальные или виртуальные. Я позавидовал татарстанцам. А вот в аэропорту Нижнего — удивился и поностальгировал. Удивился тому, что у них выживают штук шесть местных общественно-политических изданий, не считая столичных франшиз. А вспомнил прошлое, оказавшись в старом уфимском аэропорту образца 70-х. Сам город оказался не таким угрюмым, как я себе почему-то представлял место ссылки Андрея Сахарова, родину редакционной «Волги», закрытый и секретный Горький. Много купеческих деревянных и каменных домов, от которых, в отличие от нас, никто не торопится избавляться, чтобы поставить вместо них «элитные» вертикальные сараи и уродливые ангары для выкачивания денег из шопоголиков, причем в обход городской казны. Нижний оказался свежим, нарядным, просторным и приветливым, как только бывает в начале лета. Единственное здание, где удалось побывать за эти несколько часов, комплекс строений Нижегородской ярмарки, заставило меня судорожно хвататься за фотокамеру, чтобы потом в деталях рассмотреть нарядную волжскую версию московского Политехнического музея. С хорошим естественным светом, пространствами, в которых легко дышится, тайными ходами, башенками, огромными окнами. Находиться внутри него хочется долго. Особенно умилила наша куница, которая среди других губернских гербов украшала зал, где проходила встреча полпреда Михаила Бабича с главредами «ведущих СМИ Приволжья». Воспроизводить стенограмму встречи не буду, зайдите на pfo.ru, речь о нашей республике заходила раза три. Ильшат Аминев с телеканала «Татарстан — Новый Век» поделился переживаниями о судьбе наших больших региональных телеканалов, которые не войдут по озвученным планам в федеральный мультиплекс («государственный» пакет общедоступных каналов при переходе на «цифру»). Михаил Бабич сказал, что уже обсуждал эту проблему с Рустэмом Закиевичем и Рустамом Нургалеевичем, и они договорились внести такие предложения, которые без ущерба для федеральной концепции сохранят в цифровом общегосударственном эфире мощные региональные каналы с круглосуточным вещанием.
Говоря о перспективах авиационного пилотного проекта, Бабич отметил, что за два месяца на новых рейсах перевезли уже 20 тысяч пассажиров, а некоторые купили билет аж на 6 октября, значит, верят в будущее проекта. Нет пока отечественного самолета для региональных перевозок, не хватает пилотов, но главное, спрос есть, программа развивается, лиха беда начало. В округе уже открыли 20 новых рейсов между столицами, есть среди них и рентабельные, и планово-убыточные, в общем, дело идет и, судя по всему, будет продлено еще на три года.
Если сейчас закладывается принцип «авиационного трамвая», чтобы люди были уверены, что они смогут вылететь тогда, когда нужно, то в дальнейшем будут софинансировать уже каждый билет, чтобы авиакомпании сами были заинтересованы в привлечении новых пассажиров, а не возили платный воздух. Тот, кто выиграет договор на полеты с господдержкой, может спокойно планировать свою деятельность года на три вперед, поскольку ему нужно и самолеты закупать (которых в Отечестве не хватает), и экипажи готовить.
Вопросы были и о конфессиональных особенностях наших субъектов, на них Михаил Бабич отвечал, демонстрируя уверенное владение тонкостями ситуации, очень четко и выдержанно. Полпред даже слегка урезонил одного из коллег, который, путаясь в терминологии, заявил, что какие-то муфтияты возглавили радикальные исламисты. По задумке полпреда, на территории ПФО должно появиться несколько центров повышения квалификации, которые увенчают технологическую цепочку подготовки имамов после медресе и исламского вуза. Будут заниматься и теми, кто получает образование за границей, чтобы выяснить, чему и как они там учатся, ну и самое важное — создавать условия для того, чтобы молодые имамы доходили до минбаров мечетей. Думают в округе и о том, чтобы крепли и развивались наши правильные мусульманские сайты и группы в соцсетях — борьба за души людей давно переместилась в интернет, и радикалы там работают весьма активно, хотя их ресурсы сейчас «локализуют и нейтрализуют»: «Мы не дадим никому возможности сделать из ПФО второй очаг напряжения, который наблюдаем в южных регионах», заверил полпред президента.
До обратного вечернего рейса Нижний Новгород — Уфа нам еще далеко, самолеты летают только по утрам, поэтому для сравнения пришлось взять билет по старой технологии, аэрофлотовский, через «Шарик» (Шереметьево — ред.), который обошелся примерно во столько же — около семи тысяч рублей, хотя перелет был в три раза длиннее по километрам. И в ту, и в другую сторону самолеты были заполнены изрядно, хотя понятно, что Нижний — Москва и Москва — Уфа традиционно напоминали троллейбус с интеллектуальными гастарбайтерами. И когда, пошатываясь от усталости, через двадцать часов после вылета, я оказался в аэропорту Уфа, зарекся экономить на ночлеге, вылетая в подобные командировки.
В числе 20 тысяч пассажиров, перевезенных по пилотному проекту, были и двое из нашей редакции: обозреватель агентства Розалия Валеева слетала в Самару на фестиваль «Рок над Волгой», ей достался Ту-134, 55 минут полета на котором разделили с ней еще 7 пассажиров, купив «пилотные» билеты в день вылета по цене 4 тыс. рублей туда и обратно.
Рейсы по поволжским городам выполняют четыре авиакомпании — Татарстан»,«Оренбуржье», «Ю-Тейр-экспресс» и авиатакси «Текстер».
Сейчас из Уфы можно вылететь по семи направлениям:
— в Оренбург — за 1 тыс. 725 рублей
— в Нижний Новгород — за 6 тыс. 895 рублей
— в Казань — за 2 тыс. 125 рублей
— в Самару — за 2 тыс. рублей
— в Ульяновск — за 3 тыс. 655 рублей
— в Пермь — за 3 тыс. 625 рублей
— в Киров — за 4 тыс. 740 рублей.
Рейсов в Йошкар-Олу и Пензу пока нет. В расписании указано, что в Йошкар-Олу полеты начнутся со 2 сентября. На Пензу по непонятным причинам билеты не продаются.