Все новости
Экономика
25 Июня 2013, 15:47

Трамвай до Нижнего

Приволжье становится ближе, если есть пилоты

За два месяца на новых рейсах перевезли 20 тысяч человек.
За два месяца на новых рейсах перевезли 20 тысяч человек.
После первого в жизни полета на Ан-2, в который меня пустили по комсомольскому билету, я научился испытывать тихое счастье от разглядывания башкирских красот с небольших высот. Корочки ВЛКСМ мне пригодились лишь раз, в 1987 году, когда мы с дядей Рифкатом полетели в Караидель забирать лес для строительства дома. Полет на Ан-24 в Казань в 1991 году порадовал скидкой до 11 рублей уже по студенческому билету, а в 1998-м я летал в Сибай на Як-40 — с маршрутным листом от госсекретаря республики: проводить социологический опрос в Зауралье.

Потом как-то внезапно оказалось, что все российское авиа теперь — через Москву, причем на Боинге или Айрбасе и за прорву денег. Тот, кто ездил в Чебоксары, Ижевск или Пермь на многочасовом автобусе, наверняка поймет мою тоску по полетам на 500 — 600 километров. Миллион микроударов по позвоночному столбу, жара или сквозняк отбивают всякую охоту к «патриотуризму». Легковую поездку по так называемым федеральным трассам, где нужно рисковать на встречке из-за каждой фуры с «дошираком», тоже не назовешь большим счастьем.
Командировки в Нижний Новгород на любое событие окружного уровня — настоящая логистическая засада. Обидно убивать двое суток жизни и кучу денег на то, чтобы проехать полдороги до Москвы: Нижний как раз между нами не только в политическом, но и географическом смысле. Я раз десять соскакивал с таких поездок. В этот раз поехал из-за темы госдотаций «внутренних» перелетов между столицами округа. Она работает с весны, смысл ее в том, чтобы оплачивать четверть стоимости билета из федерального бюджета, четверть — из регионального. Оставшиеся семь тысяч в один конец до Нижнего я заплатил сам. Наш округ в этой программе является, не побоюсь этого слова, пилотным, именно на нас будут проверять спрос и предложение. Есть полеты планово-убыточные, только для того, чтобы проложить в наших головах воздушную лоцию. «Пилот» объявлен всего на восемь месяцев, есть риск, что пассажиры не расчухают за это время новую возможность. По дороге в Нижний я, нарушая запреты, махал объективом направо и налево, включал GPS, чтобы найти себя и даже вычислил по координатам Белебей, похожий сверху на бабочку.

Небольшая башкирская делегация долетела на ютейровском Ан-24 в Нижний в два прыжка: внезапным подарком оказалась пересадка в обновленном казанском аэропорту, который очень порадовал продвинутыми интерьерами, сувенирными лавками и московским общепитом. Старый казанский аэропорт сильно портил впечатление от «города-миллениумера», но сейчас там все хайтечно, гламурно и функционально. Нашим западным соседям трудно отказать в умении находить деньги под разные масштабные события, реальные или виртуальные. Я позавидовал татарстанцам. А вот в аэропорту Нижнего — удивился и поностальгировал. Удивился тому, что у них выживают штук шесть местных общественно-политических изданий, не считая столичных франшиз. А вспомнил прошлое, оказавшись в старом уфимском аэропорту образца 70-х. Сам город оказался не таким угрюмым, как я себе почему-то представлял место ссылки Андрея Сахарова, родину редакционной «Волги», закрытый и секретный Горький. Много купеческих деревянных и каменных домов, от которых, в отличие от нас, никто не торопится избавляться, чтобы поставить вместо них «элитные» вертикальные сараи и уродливые ангары для выкачивания денег из шопоголиков, причем в обход городской казны. Нижний оказался свежим, нарядным, просторным и приветливым, как только бывает в начале лета. Единственное здание, где удалось побывать за эти несколько часов, комплекс строений Нижегородской ярмарки, заставило меня судорожно хвататься за фотокамеру, чтобы потом в деталях рассмотреть нарядную волжскую версию московского Политехнического музея. С хорошим естественным светом, пространствами, в которых легко дышится, тайными ходами, башенками, огромными окнами. Находиться внутри него хочется долго. Особенно умилила наша куница, которая среди других губернских гербов украшала зал, где проходила встреча полпреда Михаила Бабича с главредами «ведущих СМИ Приволжья». Воспроизводить стенограмму встречи не буду, зайдите на pfo.ru, речь о нашей республике заходила раза три. Ильшат Аминев с телеканала «Татарстан — Новый Век» поделился переживаниями о судьбе наших больших региональных телеканалов, которые не войдут по озвученным планам в федеральный мультиплекс («государственный» пакет общедоступных каналов при переходе на «цифру»). Михаил Бабич сказал, что уже обсуждал эту проблему с Рустэмом Закиевичем и Рустамом Нургалеевичем, и они договорились внести такие предложения, которые без ущерба для федеральной концепции сохранят в цифровом общегосударственном эфире мощные региональные каналы с круглосуточным вещанием.
Говоря о перспективах авиационного пилотного проекта, Бабич отметил, что за два месяца на новых рейсах перевезли уже 20 тысяч пассажиров, а некоторые купили билет аж на 6 октября, значит, верят в будущее проекта. Нет пока отечественного самолета для региональных перевозок, не хватает пилотов, но главное, спрос есть, программа развивается, лиха беда начало. В округе уже открыли 20 новых рейсов между столицами, есть среди них и рентабельные, и планово-убыточные, в общем, дело идет и, судя по всему, будет продлено еще на три года.
Если сейчас закладывается принцип «авиационного трамвая», чтобы люди были уверены, что они смогут вылететь тогда, когда нужно, то в дальнейшем будут софинансировать уже каждый билет, чтобы авиакомпании сами были заинтересованы в привлечении новых пассажиров, а не возили платный воздух. Тот, кто выиграет договор на полеты с господдержкой, может спокойно планировать свою деятельность года на три вперед, поскольку ему нужно и самолеты закупать (которых в Отечестве не хватает), и экипажи готовить.

Вопросы были и о конфессиональных особенностях наших субъектов, на них Михаил Бабич отвечал, демонстрируя уверенное владение тонкостями ситуации, очень четко и выдержанно. Полпред даже слегка урезонил одного из коллег, который, путаясь в терминологии, заявил, что какие-то муфтияты возглавили радикальные исламисты. По задумке полпреда, на территории ПФО должно появиться несколько центров повышения квалификации, которые увенчают технологическую цепочку подготовки имамов после медресе и исламского вуза. Будут заниматься и теми, кто получает образование за границей, чтобы выяснить, чему и как они там учатся, ну и самое важное — создавать условия для того, чтобы молодые имамы доходили до минбаров мечетей. Думают в округе и о том, чтобы крепли и развивались наши правильные мусульманские сайты и группы в соцсетях — борьба за души людей давно переместилась в интернет, и радикалы там работают весьма активно, хотя их ресурсы сейчас «локализуют и нейтрализуют»: «Мы не дадим никому возможности сделать из ПФО второй очаг напряжения, который наблюдаем в южных регионах», заверил полпред президента.

До обратного вечернего рейса Нижний Новгород — Уфа нам еще далеко, самолеты летают только по утрам, поэтому для сравнения пришлось взять билет по старой технологии, аэрофлотовский, через «Шарик» (Шереметьево — ред.), который обошелся примерно во столько же — около семи тысяч рублей, хотя перелет был в три раза длиннее по километрам. И в ту, и в другую сторону самолеты были заполнены изрядно, хотя понятно, что Нижний — Москва и Москва — Уфа традиционно напоминали троллейбус с интеллектуальными гастарбайтерами. И когда, пошатываясь от усталости, через двадцать часов после вылета, я оказался в аэропорту Уфа, зарекся экономить на ночлеге, вылетая в подобные командировки.

В числе 20 тысяч пассажиров, перевезенных по пилотному проекту, были и двое из нашей редакции: обозреватель агентства Розалия Валеева слетала в Самару на фестиваль «Рок над Волгой», ей достался Ту-134, 55 минут полета на котором разделили с ней еще 7 пассажиров, купив «пилотные» билеты в день вылета по цене 4 тыс. рублей туда и обратно.
Справка

Рейсы по поволжским городам выполняют четыре авиакомпании — Татарстан»,«Оренбуржье», «Ю-Тейр-экспресс» и авиатакси «Текстер».

Сейчас из Уфы можно вылететь по семи направлениям:

— в Оренбург — за 1 тыс. 725 рублей
— в Нижний Новгород — за 6 тыс. 895 рублей
— в Казань — за 2 тыс. 125 рублей
— в Самару — за 2 тыс. рублей
— в Ульяновск — за 3 тыс. 655 рублей
— в Пермь — за 3 тыс. 625 рублей
— в Киров — за 4 тыс. 740 рублей.
Рейсов в Йошкар-Олу и Пензу пока нет. В расписании указано, что в Йошкар-Олу полеты начнутся со 2 сентября. На Пензу по непонятным причинам билеты не продаются.
Читайте нас: