Все новости
Экономика
24 Апреля 2013, 15:19

Работнику ЖКХ смекалка нужна

Теперь в Красноусольске на коммунальщиков не жалуются

Такого Рахмангулова — в каждое хозяйство, и в ЖКХ не было бы проблем.
Такого Рахмангулова — в каждое хозяйство, и в ЖКХ не было бы проблем.
В последнее время эти три часто склоняемые буквы — ЖКХ — вызывают бурю негативных эмоций у самых разных слоев населения. Однако в Гафурийском районе все наоборот. Там 32-летнего директора МУП «Тепловодоснабжение» Рустама Рахмангулова считают находкой для ЖКХ. Всего за пару лет ему удалось сравнительно легко сделать то, над чем зачастую безрезультатно работают опытные начальники.
— Рустам Камилович, раньше в Красноусольске снег таял даже в морозы — от утечки тепла. Теперь ситуация изменилась кардинально. Как удалось этого добиться?

— Предприятие несло огромные убытки из-за того, что в прямом смысле вынуждено было отапливать улицы. Это особенно заметно было зимой, когда вдоль теплотрасс, уложенных без утеплителя, полосами чернела земля, тепло уходило вверх, и снег таял. Случались частые порывы. Помнится, когда нынешний глава администрации Рамиль Бухаров только приступил к работе, а было это в феврале, очередной порыв устраняли целые сутки. Это значит, что несколько зданий все это время оставались без тепла. Сети были изношены беспредельно, требовали срочной замены. От жильцов и учреждений поступали жалобы на то, что в помещениях холодно. Предприятие несло потери из-за систематического перерасхода горячей воды на теплотрассах, это вело к убыткам. Благодаря участию районной администрации в целевой программе софинансирования министерства ЖКХ по подготовке к осенне-зимнему периоду и других программах удалось изменить ситуацию. В августе-сентябре 2011 года уложили полтора километра теплотрассы и безаварийно прожили первый отопительный сезон, получили даже экономию. В июле следующего года на республиканские и местные бюджетные средства уложили еще два километра. Все сделали по уму, с утеплителем, по современным технологиям. И теперь на улицах села вы не увидите участки с растаявшим снегом.
В минувший сезон нам удалось подключить к отоплению здания супермаркета, торгового центра, администрации сельсовета деревни Зилим-Каран, трехэтажный жилой дом, физкультурно-оздоровительный комплекс... И мы сэкономили до десяти процентов сжигаемого газа, даже подключив новых абонентов. Кроме того, заменили старое, буквально на глазах разрушающееся здание центральной котельной на блочную модульную котельную стоимостью в 27 миллионов рублей. В другой поставили фильтр для умягчения воды на 243 тысячи рублей. И подобных перемен — целый перечень. Планируем запустить одиннадцать блочных котельных. Их работу будет координировать один диспетчерский пункт, работающий в автоматическом режиме. Дежурная выездная бригада, как пожарная команда, будет оперативно выезжать и устранять неисправности.

— Как при таких расходах удается экономить?

— Экономию дает снижение потерь на теплосетях. Если труба улицу и грунт греет, тепло «испаряется». Вода успевает максимально остыть, и получается пережигание газа. А при хорошей изоляции она без особых потерь доходит до потребителя и возвращается к нам в котельную. Поэтому нет надобности ее снова сильно нагревать, чтобы обратно отправить по кругу. Вот и выходит хорошая экономия. Так что не столько новая котельная способна дать экономию газа, сколько замена теплотрассы.

— Но это же дорогое удовольствие...

— Дорогое. Но оно того стоит. Если бы не пошли этим путем, у нас долгов было бы сейчас в два раза больше. И по газу имели бы перерасход. Мы теперь ежегодно идем на снижение запросов по лимиту газа, несмотря на то, что подключили пять двух- и трехэтажных объектов к своим котельным.

— Наверное, уже испытываете определенное чувство удовлетворения. Оно не мешает вам строить новые планы?

— Мы обязаны идти в ногу со временем, потому что поселок развивается, дома строятся, 907 земельных участков начинают осваиваться, и все будут нуждаться в воде. А наши напорные емкости на такой объем не рассчитаны.

— Райцентр испытывает серьезные проблемы и с водой?

— Да, особенно летом на окраинах и в многоквартирных домах. Но жильцы худо-бедно еще могли это пережить. А как быть с больницей? И что делать, если бы прекратилась подача воды во время операции? Дебет скважин на водозаборе не позволял удовлетворить потребности населения. Частые утечки сказывались на давлении. Кроме того, биологические очистные сооружения из-за заиленности не могли справиться с возрастающей нагрузкой. Срочно требовалось заменить оборудование сорокалетней давности на всех объектах.

А минувшим летом из-за засухи риск остаться без воды был особенно велик. Но жители не ощутили проблемы. Кстати, полученные в марте анализы качества воды и очистки сточных вод полностью соответствуют нормам.

— Как удалось решить проблему?

— Опять же благодаря участию районной администрации в программах софинансирования. Совместно с Башкоммунводоканалом модернизировали насосную станцию водозабора на 7 миллионов рублей. Установили многосекционные австрийские насосы, пробурили две новые скважины и промыли все старые. Провели модернизацию очистных сооружений и канализационной насосной станции и еще целый ряд мероприятий. Все это оказалось возможным благодаря поддержке главы администрации района и, конечно, министерства жилищно-коммунального хозяйства.

— А люди довольны жизнью, зарплата у них какая?

— В среднем десять-одиннадцать тысяч. Маловато, конечно. Но главное наше правило — в первую очередь расчет с работниками, потом все остальные расходы.

— Как вам удалось приструнить тех, кто занимался воровством электроэнергии?

— Когда я пришел на предприятие, ощущалась нехватка напряжения, бывало даже 140 Вт. Целыми микрорайонами жалобы писали. Было ощущение, что вообще ничего не работало. Горели бытовые приборы. Опоры деревянные держались только за счет натяжения проводов. И денег не было совсем, чтобы хоть что-то отладить. Теперь есть запас трансформаторов на случай, если на какой-нибудь подстанции необходимо будет произвести замену. Отремонтировали 12 трансформаторов в спецпредприятиях. Это сказалось на качестве предоставляемых услуг населению. Мы впервые в истории поселка стали менять голые провода на изолированные самонесущие. Кроме того, взяли контролеров. А то ведь воровали целыми улицами. И такие ловкачи встречались, которые по три-четыре года пользовались энергией и не платили. Один весьма уважаемый человек попался на этом. Мы год не могли к нему попасть, но все-таки добились, чтобы он покрыл расходы за 74 тысячи киловатт.

— Образование какое у вас?

— Можно пять лет ходить в институт, получить диплом и при этом ничего не знать и не уметь. Меня же многому учит жизнь, практика. А специальность — история, филология…

— Новые проблемы на вас действуют удручающе или вдохновляют на новые свершения?

— Если руководитель поникнет головой, тогда рабочим на кого равняться? Тут эмоции уходят на второй план. И начинаешь искать варианты, как решить проблему. Смекалка должна быть в первую очередь у работника ЖКХ.
Читайте нас: