Все новости
Экономика
16 Марта 2013, 18:01

Дверной звонок открутишь и отдашь

Банки зачастую прибегают к незаконным способам взыскания долгов

«Потребительское правосудие сегодня» — под таким девизом проходит в нынешнем году Всемирный день защиты прав потребителей. В 2012 году в Управление Роспотребнадзора по республике поступило более 5 тысяч обращений. Люди жаловались в основном на торговлю (64,2%) и сферу услуг (29,5%). При этом приоритетной для себя Роспотребнадзор считает сферу финансовых услуг.
Идти на неоправданный риск людей заставляет недостаток финансовой грамотности. Только в минувшем году с жалобами на банки обратились 273 человека. Большинство обращений связано с образовавшейся задолженностью из-за просрочки очередных платежей, не снижающейся суммой долга при оплате кредита по карте, включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей, а также привлечением коллекторов для взыскания задолженности.

К примеру, ущемляющие права потребителей условия включали в свои договора три известных банка — «ВТБ 24», «Мой банк. Ипотека» и «Ренессанс Капитал» — подтвердили расследования Роспотребнадзора. За свою самодеятельность они заплатили штрафы от 15 тыс. до 20 тыс. рублей.

Растет и число заключений, направленных в суды, — в прошлом году из 140 заключений 72 касались финансовых услуг. Практически все иски удовлетворены, в пользу потребителей взыскано более 2,8 млн рублей. Так, суд привлек Управление Роспотребнадзора для дачи заключения по иску гражданина к банку «Траст». Речь шла о признании недействительными условий кредитного договора и возврате денег, уплаченных в виде комиссий за зачисление средств на счет клиента, а также за обслуживание кредита.

Суд признал условия договора в части взимания комиссий недействительными, потребителю было возвращено более 91 тыс. рублей и 6 тыс. в счет компенсации морального вреда. Кроме того, банк был оштрафован за то, что не удовлетворил требования потребителя добровольно.

Другая проблемная сфера — туристские услуги. К примеру, административное расследование проведено в отношении турагентства «Спутник-Юлдаш» (Уфа). Заключая договор с гражданином, оно продемонстрировало фотографии отеля в Италии с подогреваемым крытым бассейном с морской водой. Когда же клиент с семьей, в том числе двумя маленькими детьми, туда прибыл, обнаружилось, что бассейн закрыт на все лето. После вмешательства Роспотребнадзора агентство возвратило потребителю деньги за ненадлежаще оказанную услугу.

Кроме того, на «Спутник-Юлдаш» был наложен штраф, однако агентство не согласилось с решением и обратилось в арбитражный суд. Тот, а вслед за ним и арбитражный апелляционный суд не удовлетворили его жалобу.

В прошлом году Роспотребнадзор провел 2,4 тыс. проверок и 163 административных расследования. Из оборота изъято 2,8 тыс. единиц некачественных непродовольственных товаров. Недобросовестные продавцы заплатили штрафы, получили предупреждения, в двух случаях решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Одно юридическое лицо и вовсе доигралось — за неоднократное нарушение прав потребителей управление подало заявление в суд о его ликвидации.
Читайте нас: