Все новости
Экономика
9 Февраля 2013, 16:26

Насвинячили

Сотни миллионов рублей утекли из национального приоритетного проекта

Широко разрекламированный в середине двухтысячных годов проект по строительству крупного свинокомплекса в Чишминском районе в итоге оказался мыльным пузырем. Правда, пузырь этот обошелся государству и другим инвесторам в сумму более 900 млн рублей. Самое интересное в этой истории то, что банк со стопроцентным государственным участием до сих пор не предпринимал никаких действий, чтобы вернуть выданные средства в размере почти полмиллиарда рублей, и только вмешательство совета по общественному контролю за эффективностью использования государственных средств при президенте республики помогло ему «открыть глаза».
Закрытое акционерное общество «Чишминский свинокомплекс» образовалось в ноябре 2005 года, его учредили «БашАгроИнвест» и «Агротрейд». А их в свою очередь учредил еще ряд обществ, которые спустя несколько лет спешно стали самоликвидироваться. А так как все они выступали еще и поручителями свинокомплекса в банке, то предъявить претензии теперь вроде бы и не к кому. Принцип матрешки был хорошо спланирован и принес своим создателям немалые средства.

Впрочем, председатель совета по общественному контролю Петр Бобылев считает, что без высокого покровительства в этом деле никак не обошлось.

— Все мы имеем опыт работы с банками и понимаем, что без давления, без звонков из властных кабинетов здесь обойтись не могло, — утверждает он.

Между тем это предположение подтверждения пока не получило, и о коррупционной составляющей проекта «Чишминский свинокомплекс» можно лишь догадываться. Первый ее признак — стоимость строений и земельных участков, доставшихся свинокомплексу. Сорок четыре объекта в Чишмах, принадлежавших до того СПК имени Асаева, будущие свиноводы купили за... триста тысяч рублей. В среднем, по 6,8 тыс. рублей за объект — по цене велосипеда. Тридцать объектов в деревне Сафарово, находившихся во владении СПК имени Ленина, достались еще за 300 тыс. Интересно, что сразу после продажи активов оба кооператива подали на банкротство, а их инвесторы остались «с носом».

Тем временем доставшиеся задарма активы после переоценки выросли в цене в разы. После этого Чишминский свинокомплекс начинает заключать договора под залог имущества с филиалом Россельхозбанка на получение целевого кредита. Таких договоров оказалось четыре на общую сумму 351,8 млн рублей и 2,8 млн евро.

Следует отметить, что свинокомплекс в Сафарово начал-таки реконструироваться, сюда привезли из-за границы племенных свинок. Газеты и телевидение делали репортажи с нового объекта, грозившего закрыть потребности в свинине республики и близлежащих регионов. В Уфе открылись торговые точки «Башагро». Видимо, по этой причине представители государственного банка пребывали в уверенности, что выданные ими кредиты работают успешно. Иначе как расценить тот факт, что банк не контролировал целевое использование денег. Мало того, банкиры ни разу не были на объектах, на модернизацию и реконструкцию которых выделили почти полмиллиарда, а верили рассказам «преуспевающих» свиноводов.

Тут нагрянул мировой финансовый кризис, последствия которого, вполне возможно, и помешали бизнесменам воплотить в жизнь действительно далеко идущие планы по развитию животноводческой отрасли: Чишминский свинокомплекс признал себя банкротом. Но перед этим успел списать многомиллионные суммы якобы на реконструкцию зданий.

Члены совета по общественному контролю проверили, как шла стройка, пригласив для этого Андрея Медведева, руководителя единоличного исполнительного органа, коим выступала управляющая компания «Башагро». Но тот отказался участвовать в проверке. И было почему. Ревизоры обнаружили, что ко многим из выполненных на бумаге работ на самом деле никто даже и не приступал.

— Объект в Чишмах выглядит настолько страшно, что нет даже впечатления, что здесь проводились какие-либо работы, — говорит член рабочей группы совета Юлия Гинзбург. — Мы проверили только 40 актов приема-сдачи работ на 163,2 млн рублей. На 87,5 млн рублей работы не выполнены или их расценки завышены. Повторяю, это часть работ. Сколько на самом деле присвоено денег, еще предстоит выяснить.

Сейчас руководство в Башкирском филиале Россельхозбанка поменялось, и о событиях пяти-шестилетней давности не может судить объективно. Однако после того, как совет попросил заняться делом полицию, той отказали в выдаче необходимых документов, объясняющих механизм выдачи кредитов «БашАгроИнвесту». «Заявка подана не по правилам», — объяснила свою позицию служба безопасности банка.

— Полиция собирается сделать за них работу, а у тех еще какие-то правила, — возмущается Петр Бобылев.

Совет по общественному контролю за эффективностью расходования госсредств принял решение информировать о сложившейся ситуации президента республики, московское руководство Россельхозбанка и передать аналитическую записку и в правоохранительные органы. Следует добавить ко всему, что свиноводы успели получить еще и 23,5 млн рублей субсидий из республиканского и федерального бюджетов. Но объективности ради отметим, что было это сделано давно, еще до объявления свинокомплекса банкротом.
КОММЕНТАРИИ
Азат Зиганшин,
заместитель министра сельского хозяйства республики:
— Субсидии Чишминскому свинокомплексу были выделены еще до объявления его банкротом. Предприятие будет работать, а пока надо определиться с собственником. Заявки подало уже несколько хозяйств.

У нас есть еще несколько объектов, на которые были выделены бюджетные деньги. Про них мы тоже не забываем, этот список лежит у меня на столе. Мы ежедневно отслеживаем ситуацию и принимаем необходимые меры.

Кроме того, в республике запланировано строительство еще одного свинокомплекса, стоимость контракта — 6,2 млрд рублей. Это совместная региональная программа, которая утверждена минсельхозом России. Республика участвовала в конкурсе и выиграла его. В таких случаях обычно регион участвует в проекте на условиях софинансирования за счет республиканского бюджета. Конечно, мы будем вести аудит, мониторинг. Думаю, что такой ситуации, как с Чишминским свинокомплексом, уже не повторится.

Сегодня, в связи с вступлением в ВТО, завоз в страну свинины увеличился, и цены на нее упали на 25 процентов, к тому же подорожают на 50 процентов корма. Так что свиноводство находится не в самых лучших условиях.
Петр Бобылёв,
председатель совета по общественному контролю при президенте республики:
— Безусловно, сельскому хозяйству надо помогать, но при этом контролировать, чтобы государственные деньги использовались по назначению. Одно дело терпеть убытки из-за засухи и совсем другое — когда государственные деньги разворовываются.

В Чишминском свинокомплексе львиная доля кредитов была выведена в отдельные коммерческие структуры, которые тут же ликвидировались, и деньги исчезли вместе с ними. Я убежден, что подобные вещи невозможно осуществить без прикрытия со стороны очень высокопоставленных должностных лиц.

Судите сами, комплекс взял кредит 465 млн рублей в Россельхозбанке. Вместо того чтобы разобраться, куда были потрачены эти средства, предприятию выдали дополнительный кредит — еще 250 млн рублей из «Уралсиба» под гарантии Регионального фонда развития республики. Хотя, прежде чем подписать это постановление, прежним руководителям правительства, а дело было в 2006 — 2007 годах, следовало вникнуть в ситуацию и выяснить, куда потрачены предыдущие суммы. В результате эти деньги тоже исчезли.

Банк тоже не поинтересовался судьбой выданных кредитов. Мало того, минсельхоз предоставил предприятию еще 101 млн рублей субсидий на погашение процентов. При этом представители ведомства оправдываются, мол, от комплекса поступили нормальные документы. Но ведь любую бумагу необходимо проверять. Тем более по документам руководитель предприятия фигурирует в десятке фирм как учредитель, директор, а в ряде случаев и как главный бухгалтер в одном лице. Это тоже почему-то никого не насторожило.

Заметьте, ни один коммерсант при этом не пострадал. С банками расплатились из республиканской и федеральной казны. Обжулили государство со всех сторон, и никто ни за что не ответил.
Читайте нас: