Все новости
Экономика
8 Февраля 2013, 15:56

Азу из кенгуру

Если не предпринять меры, рынок заполонит сельхозпродукция сомнительного качества

В системе агропромышленного комплекса грядут существенные перемены. Например, на субсидии теперь смогут рассчитывать только предприятия, которые производят высший и первый сорт молока. Будут учитываться его жирность и уровень белка. Поскольку мы вошли во Всемирную торговую организацию, без этих показателей невозможно дальнейшее развитие животноводства.

В следующем году, если какое-либо хозяйство снизит поголовье или производство молока, его автоматически перестанут субсидировать, было заявлено на недавнем заседании коллегии Контрольно-счетной палаты республики.

Изменились методы работы и самой палаты. Теперь основная задача КСП — проверка эффективности. Аудиторы не только выяснят, как тратятся госсредства и зафиксируют недостатки, но и помогут найти способ, как их устранить, пояснил председатель палаты Салават Харасов. Одним из первых таких опытов и стала проверка использования госресурсов, выделенных за последние пять лет на поддержку племенного животноводства республики.

Проверяющие выяснили, как тратились бюджетные деньги в трех направлениях — кормозаготовка, племенная работа, молочное и мясное скотоводство. По их мнению, из-за длительного технологического процесса разовые денежные вливания не способны решить проблему нехватки ресурсов. В результате финансовая поддержка увеличивалась, а республиканские программы по выращиванию скота, птицы и производству молока так и не были выполнены. К примеру, чтобы обеспечить один процент роста объемов скота и птицы, в 2007 году финансовую помощь увеличили почти в два раза, а в 2009 году — в полтора. Кроме того, выделенные на животноводство в 2011 году 1,1 млрд рублей выполнить программу не помогли, стало быть, потрачены неэффективно. За последние пять лет поголовье скота снижается, а производство и реализация продукции животноводства сократились почти на треть.

Удельный вес племенного скота в ряде некоторых районов в два-три раза ниже среднереспубликанского показателя. В шестнадцати племенных хозяйствах уменьшилось поголовье КРС, а в восемнадцати — производство молока.

Не принесли пользы бюджетные деньги, выделенные заведомо слабым хозяйствам — это 21,4 млн рублей. Пропали вместе с ликвидированными хозяйствами и более 70 млн рублей. Например, сельхозпредприятию «Стерлитамакское», которое находилось в предбанкротном состоянии, было выделено 2,6 млн рублей. Предприятию «Рассвет» Аургазинского района господдержка была увеличена в 1,7 раза, в то же время прибыль от реализации продукции сократилась в шесть раз. В 2007 — 2008 годах «Промцентр» Янаульского района получил на строительство животноводческого комплекса 28,5 млн рублей субсидий. Но в 2009 году был признан банкротом. На момент проверки строительство комплекса не завершено, племенной скот не закуплен. Племптицезавод «Благоварский» в 2010 году необоснованно получил 2,9 млн рублей субсидий.

Аудит эффективности показал «предельно низкую бюджетную эффективность реализации программы поддержки в животноводстве», при этом министерство не предприняло мер, чтобы вернуть в бюджет деньги при самоликвидации и банкротстве их получателей, пришли к выводу специалисты КСП. По их мнению, господдержка только провоцирует иждивенческие настроения, а в условиях ВТО это чревато пагубными последствиями.
Только цифры
КОММЕНТАРИИ

Тимергали ТИМЕРКАЕВ,
директор ООО «Шаранагрогаз»:
— Качественные натуральные продукты в республике пока есть. Как пример могу привести продукцию нашего мясокомбината. В хозяйстве свои откормочные комплексы по свинине и крупному рогатому скоту, и колбасу мы делаем только из сырья, которое сами же вырастили: на один килограмм продукта уходит два килограмма мяса, кроме соли и специй, там ничего больше нет. Много на такой колбасе, конечно, не заработаешь: чтобы держать более-менее приемлемые цены, мы вынуждены продавать ее фактически по себестоимости. Под вопросом сегодня оказалась и судьба свинокомплекса, где содержится 3,8 тысячи голов. На пять окрестных районов он единственный, и все равно наша свинина никому не нужна. Думаем реконструировать комплекс под молочную ферму, но колбасное производство от такого решения пострадает. Цех лишится отличного сырья, а потребители — колбасы, какую в наше время еще поискать.
Азат ЗИГАНШИН,
заместитель министра сельского хозяйства республики:
— Некоторые показатели нам самим не нравятся. Но есть и объективные факторы, которые повлияли на ситуацию. Один из них — засуха 2010 года, таких неблагоприятных погодных условий в республике не было с 1975 года. В животноводстве существует такая особенность, что результаты засухи сказываются последующие три года. Мы делаем все, чтобы преодолеть эти последствия.

Еще один фактор, который повлиял на статистику, — в конце 2010 года изменилась форма отчетности, отчего возникли некоторые расхождения в данных, это тоже повлияло на итоговые показатели.

Что касается замечаний по некоторым хозяйствам, то, безусловно, мы их учтем. Судьба янаульского хозяйства уже решена, комплекс мы передали другому предприятию, и, думаю, в 2013 году удастся его восстановить.

С благоварским племенным предприятием у нас были трудности, сейчас совместными усилиями вопрос решается, надеюсь, впредь подобных нарушений допускать не будем.
К сожалению, некоторые стабильные хозяйства в 2009 году обанкротились. Никто не предполагал такого развития событий. Притом что слабые хозяйства мы стараемся из бюджета не поддерживать, поскольку это неэффективно. Сейчас условия предоставления субсидий пересмотрены, и теперь мы даем их не в качестве так называемого гранта, а в счет возмещения уже потраченных хозяйством средств.
Производители начали вкладывать в развитие собственные средства. В качестве примера могу привести программу «500 ферм». За прошлый год в ее реализацию вложено 1,5 млрд рублей, из них 380 млн составила господдержка, а 700 млн — кредитные ресурсы, но их хозяйства выплачивают из своих денег. То есть сельхозпредприятия получают только 30 процентов господдержки. Работа ведется за счет увеличения продуктивности поголовья, увеличения урожайности. Уменьшится себестоимость — соответственно снизится и объем дотаций.

Салават ХАРАСОВ,
председатель КСП:
— Для республики жизненно важно, чтобы племенное животноводство развивалось. В первую очередь это влияет на продовольственную безопасность региона. Люди должны питаться качественными продуктами по приемлемым ценам, а не дешевой кенгурятиной из Австралии или просроченной говядиной из стратегических запасов Голландии. Мы должны есть хлеб, выращенный в республике, и пить молоко от башкирских буренок.

В этом году у нас запланировано шесть аудитов, из которых четыре проводим сами, два — совместно со Счетной палатой России. Они будут касаться использования госсредств, направленных на оказание бесплатной медпомощи гражданам, долговой политики Башкирии и ее влияния на социально-экономическое развитие республики.

Также начата работа в Академии наук, мы проверяем, как использовались деньги, направленные на научные исследования. Продолжим работу в области растениеводства, общего образования, по программе энергосбережения и ЖКХ, где мы работаем ежегодно.
Читайте нас: