Все новости
Экономика
17 Ноября 2012, 17:13

Тоннельный тупик

Статья о долгострое в Уфе, опубликованная в «РБ» 1 ноября, привлекла внимание специалистов

Закопать нельзя, строить.
Закопать нельзя, строить.
Иван МИРОНЕНКО,
кандидат экономических наук, бывший председатель госплана республики, заслуженный экономист республики
К сожалению, республика и ее столица за последние 20 лет накопили богатый и одновременно печальный опыт прекращения строительства жизненно важных объектов. Так, в 1990 году было прекращено строительство Иштугановского водохранилища емкостью три кубокилометра. В итоге не только были бездарно «закопаны» 14 млрд рублей (по современной оценке), но и остались нерешенными водохозяйственные и экологические проблемы юга республики — в городах Мелеуз, Салават, Стерлитамак.

Построенное спустя 20 лет Юмагузинское водохранилище (емкостью в шесть раз меньше Иштугановского) оказалось неспособным успешно решить ни одну из важнейших задач: накопление 70 процентов годового стока Белой выше плотины для устранения паводкового подтопления земель и объектов, поддержка необходимого санитарного состояния и уровня воды летом, орошение земель на площади 120 тыс. гектаров, годовая выработка 200 млн киловатт-часов электроэнергии.

В это же время в Уфе был заброшен проект по строительству крупнейшего в мире производства полипропилена, который до сих пор покупаем за рубежом. В итоге бросовые затраты, в частности, на приобретение импортного оборудования, составили 2,1 млрд рублей.

Затем, немного позже, было закрыто строительство АЭС с уже созданной современной строительной и социальной базой в Агидели.

Финалом печального опыта стало свертывание работ по Уфимскому метрополитену, когда уже был готов проект на его пусковой участок в 8,6 км с пятью станциями, соединяющий северный промузел города с районом горсовета. В 1990 году из бюджета страны было выделено, по нынешнему курсу, 1,5 млрд рублей на пионерные объекты производственной базы. Решение о строительстве метрополитена было результатом семилетних усилий руководства республики. Но один из руководителей города ошибочно согласовал проект сооружения скоростного трамвая вместо метро. Пришлось снова да ладом браться за первоначальный проект и добиваться разрешения госплана и правительства СССР на строительство подземки в УФе. Автору этих строк довелось по поручению обкома КПСС и правительства республики непосредственно вести эту работу. Мы добились положительного решения, но помешала начавшаяся перестройка.

Сегодня, к сожалению, городское руководство активно ведет работу в обратном направлении — доказывает необходимость скоростного трамвая, видя в нем панацею от всех транспортных бед, то есть наступает на те же грабли.

Тема уфимского метро, вопреки неоднократным ее похоронам властями города, остается остро востребованной. Но она выходит за рамки этой статьи и требует открытого, отдельного обсуждения.

Выше были приведены поучительные примеры прошлого.

Вернемся к тоннельной проблеме.

Первое, что надо отметить, — транспортный коридор почти посередине рассекает Уфимский полуостров в направлении «запад — восток». Это создает весомые возможности для более оптимальной организации как транзитных, так и внутренних (особенно в южной части города) потоков транспорта. Связывая дуги автодорог западного и юго-восточного обхода города, он в значительной мере разгружает меридиальные магистрали — проспекты Октября и С. Юлаева.

Для потоков, которые формируются в южной части города в направлении Перми, появляется возможность (особенно после сооружения второго мостового перехода через Белую в районе речного вокзала) выхода на Пермское направление в районе Бирска с использованием магистрали М7 и западного обхода Уфы, не загружая продольные улицы города.

Возникают и другие возможности оптимизации транспортных потоков. Так, для движения из северной и центральной частей города в направлении юга республики можно использовать магистраль М7 с выходом на южный обход столицы, снизив транспортную загрузку в южной части города.

Рамки газетной статьи не позволяют подробно рассказать о других позитивных возможностях этого поперечного транспортного коридора, в котором тоннельный участок занимает решающее место. Отказ от завершения его строительства пополнит печальный опыт строек, приведенный в начале статьи, и подтвердит слова великого историка В. Ключевского о том, что история не столько учит, сколько наказывает за незнание ее уроков.

В заключение отмечу: тоннель важный, но не единственный объект в обойме транспортных проблем, вставших на пути развития уфимского мегаполиса, и нам следует без излишнего накала страстей, но профессионально и критически осмыслить и оперативно принять решение. Соотношение уже понесенных затрат с их остатком и расходами на ликвидацию тоннеля, а также другие нежелательные последствия ликвидации транспортной магистрали диктуют необходимость завершения работ по строительству тоннеля. В противном случае бросовые затраты составят около 10 млрд рублей. Кроме этого в тупике окажется сама идея создания актуальной транспортной магистрали.

Мое мнение: точка возврата в исходное положение пройдена. Строительство тоннеля надо завершить. Выделение для этой цели около 600 млн рублей в год — это менее половины процента годовых капиталовложений в республике. Задача непростая, но решаемая.
При этом следует заранее позаботиться об источниках ресурсов для строительства остальных объектов этой важной магистрали.

КОММЕНТАРИИ
— Актуальность строительства транспортного коридора от М-7 до М-5 сомнений ни у кого не вызывает. Это существенно разгрузит магистрали города и позволит быстрыми темпами осваивать близлежащие территории.

В данном случае мы имеем уникальный проект, а также уникальный коллектив в лице Управления строительства № 30, который в состоянии на высоком уровне и с требуемым качеством построить этот объект.

В тоннель уже вложено около половины его сметной стоимости, то есть точка невозврата пройдена. Содержание тоннеля в относительном порядке требует ежегодных затрат в сумме 150 млн рублей, отказ же от дальнейшей реализации проекта также потребует значительных денежных средств (на консервацию — 2,4 млрд рублей, на ликвидацию — 3 млрд рублей).

Уже пять лет строительство объекта приостановлено, а, как показывает практика, длительный перерыв в сооружении столь сложных объектов, как правило, приводит к их постепенному разрушению. С такой ситуацией мы рискуем столкнуться и в случае с уфимским тоннелем, а потраченные миллиарды бюджетных средств просто уйдут в песок.

Необходимо в кратчайшие сроки принять соответствующее решение, изыскать средства и продолжить реализацию проекта, так необходимого для населения и дальнейшего развития Уфы.
Людмила СУЛТАНБЕКОВА,
инженер УГАТУ:
— Живу в Уфе практически с рождения. За свою достаточно долгую жизнь посчастливилось побывать во многих городах России и за рубежом. Поэтому с уверенностью могу сказать, что наш город прекрасен.
Считаю, что в этом большая заслуга руководства республики и города.

И вдруг читаю в газете «Республика Башкортостан» от 1 ноября статью «Вся правда
об уфимском тоннеле» о приостановке строительства. Не могу понять, как же надо не любить свой народ, город и республику, чтобы прекратить сооружение такого нужного объекта. Башкортостан выходит на новый виток развития: готовится к проведению международных политических мероприятий — саммитов ШОС и БРИКС, мирового первенства по биатлону, Всемирной детской олимпиады. Да и потребности горожан в транспортных артериях с каждым годом растут. Или мы надеемся, что пробки «рассосутся» сами по себе? И техногенную опасность нельзя игнорировать.

Считаю своим гражданским долгом просить хозяйственников внимательнее оценить перспективу развития транспортных магистралей города и не совершать ошибку, которую все равно придется исправлять в будущем. Правда, с еще большими затратами и за наш счет, за те средства, которые нужны будут для решения других важных для города задач. А их у нас немало.
— Президент республики Рустэм Хамитов поставил задачу до декабря определить перспективы строительства тоннеля и его целесообразность. Сейчас объект законсервирован, стоимость его обслуживания обходится примерно в 100 млн рублей в год.

Тоннель — лишь часть объектов восточного обхода Уфы и стратегически важный элемент транспортной стратегии развития региона. Реализация проекта откроет доступ в Зауфимье и позволит приступить к освоению территории, которая, предположительно, даст городу не менее 2,5 млн квадратных метров жилья. Кроме того, благодаря тоннелю и восточному обходу соединятся федеральные трассы М-5 и М-7. Это станет следующим шагом в развитии экономического потенциала республики и ее столицы и перераспределит транспортные потоки внутри Уфы, снизив нагрузку на улицы города.

В октябре в администрации Уфы руководитель проектов по Восточной Европе фирмы «Страбаг» (Австрия) Джеймс Вайс, руководитель группы государственно-частного партнерства фирмы «Фрешфилдс» (г. Москва) Федор Теселкин обсудили ряд ключевых вопросов по строительству тоннеля, привлечения инвесторов, участия в проекте других заинтересованных лиц. Были рассмотрены и возможные этапы строительства, вероятные сроки реализации проекта. По предварительной оценке, проектная стоимость объекта составит 34 млрд рублей.

Глава администрации Уфы Ирек Ялалов подчеркнул на этой встрече, что надо найти оптимальное решение. По мнению главы администрации города, не имеет смысла тратить бюджетные средства на содержание долгостроя.

Город открыт для предложений. Реализация проекта возможна только в рамках государственно-частного партнерства.
— К мысли о строительстве уфимского тоннеля в створе улицы Округа Галле архитекторы пришли почти полвека назад, когда в 1967 году началась работа над новым генпланом Уфы. Генплан был утвержден в 1971 году Совмином РСФСР. Еще тогда, когда мы ничего не знали об автомобильных пробках, специалисты института «Ленгипрогор», как и положено градостроителям, старались заглянуть в будущее и закладывали в свои расчеты резервы для развития города.

В 1995 году генплан столицы обновили, таково было веление времени, но тоннель остался его неотъемлемой частью.

Поперечный транспортный коридор с тоннелем нужен не столько для того, чтобы связать федеральные автодороги М-5 и М-7, сколько для развития столицы республики на свободных гектарах Зауфимья и Забелья. Уфа уже сегодня начинает испытывать острую нехватку площадей для строительства жилья. И если мы откажемся от тоннеля, жизнь заставит нас вернуться к его строительству через 10 — 15 лет.
— Вопрос строительства уфимского автодорожного тоннеля сегодня стоит особенно остро, из бюджета республики ежегодно выделяются средства на его обслуживание в режиме приостановки работ.

Для того, чтобы недопустить техногенные аварийные ситуации, администрация Уфы без промедлений должна подготовить финансово-экономическое обоснование. Если продолжать строительство, необходимо привлечь к этому процессу инвесторов на основе государственно-частного партнерства или концессии и принять правильное техническое решение.

По нашему мнению, необходимость строительства этого транспортного коридора очевидна. В городе, как и в республике в целом, ведется большая работа по строительству мостов, развязок дорог, но для полноценной разгрузки городских улиц этого недостаточно.

Автодорожный тоннель благотворно повлияет на перспективу развития Зауфимья и даст новые возможности для гармоничного развития территории города в целом.
Усман ФАРХУТДИНОВ,
заведующий пульмонологическим отделением ГКБ № 21, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РБ
Полностью поддерживаю газету «Республика Башкортостан» и программу «Вести» РТР за гражданскую позицию в деле продолжения строительства подземного тоннеля в Уфе, да и выяснении обстоятельств брака в работе дорожников, которым в этой же газете поставили «двойку».
Давно надо достроить тоннель, надо пустить развязку перед тоннелем до Галле и до Менделеева. Лесной проезд расширили, но без развязки без паркингов, как были пробки и аварии, то так и продолжаются.
«Двойка» дорожникам – это даже завышено! Деньги, которые не осваивают дорожники надо передавать на строительство тоннеля и мостов. Например, миллиарда 2-3 в год, и за два года можно достроить тоннель.
Мостов в Уфе нужно не менее 20-30. Надо разгрузить дороги, сделать промежуточные дороги.
Назрела необходимость проезда транзитного транспорта мимо Уфы через Дежневку, Шакшу.
Прошу газету продолжать освещение этого злободневного вопроса, не сдаваться до полной победы, до начала финансирования и работ.
Ильдар УРАЗБАХТИН,
доктор медицинских наук, профессор, Лауреат Государственной премии, заслуженный врач РБ
Если стоматолог будет делать гинекологические операции…
Вызывает недоумение желание властей незаметно закрыть строительство тоннеля.
Полностью поддерживаю газету «Республика Башкортостан» и программу «Вести» РТР за гражданскую позицию в деле продолжения строительства подземного тоннеля в Уфе, да и выяснении обстоятельств брака в работе дорожников, которым в этой же газете поставили «двойку» Давно надо достроить тоннель, надо пустить развязку перед тоннелем до Галле и до Менделеева. Лесной проезд расширили, но без развязки без паркингов, как были пробки и аварии, то так и продолжаются.
«Двойка» дорожникам – это даже завышено! Деньги, которые не осваивают дорожники надо передавать на строительство тоннеля и мостов. Например, миллиарда 2-3 в год, и за два года можно достроить тоннель.
Мостов в Уфе нужно не менее 20-30. Надо разгрузить дороги, сделать промежуточные трассы.
Назрела необходимость проезда транзитного транспорта мимо Уфы через Дежневку, Шакшу.
Прошу газету продолжать освещение этого злободневного вопроса, не сдаваться до полной победы, до начала финансирования и работ.
Закрыть тоннель стоит не 3 млр. рублей, а с учетом уже затраченных средств, это все 10 млр. рублей, т.е. 2/3 бюджета столицы республики.
Транспортники подводят и президента Р.З.Хамитова своими легкомысленными рекомендациями, и так называемыми экспертными заключениями в пользу закрытия тоннеля.
Гостранс Республики даже организовал три месяца назад компрометирующую это ведомство передачу в пользу ликвидации тоннеля, опозорили и себя, и президента.
Хорошо, что «Вести» РТР и газете «Республика Башкортостан» раскрыли этот заговор против города Уфы.
Позор тем тележурналистам, которые воспевали ликвидацию тоннеля.
Сейчас в Уфе пермские мостовики строят открытым способом подземные переходы. Каждый по полтора года. Зачем надо было их привлекать? Это все равно, что стоматологи будут делать гинекологические операции! Есть тоннельная организация, которая без грязи и гораздо быстрее построит переходы.
Лев ХИХЛУХА,
действительный член Российской Академии Архитектуры и строительных наук
Легкомысленным считаю даже возможность обсуждать и попытки закопать уфимский уникальный тоннель, который по проекту должен был быть первым в России в городской черте, украшением города Уфы, должен был открыть строительные и архитектурные возможности жилой застройки Зауфимья и Забелья.
Перпендикулярных сквозных проектов дорог, кроме тоннельной пока нет. Это надо строить немедленно.
Надо руководству Республики ехать в Москву, организовать встречи, встать на колени, доказывать, умолять и организовать соответствующее финансирование этого жизненно важного объекта.
Кстати, уже почти 50 лет мысли и работа о тоннеле в генпланах Уфы закладывались. То есть, неглупые люди работали…
Когда мы, архитекторы, специалисты различных ведомств и организаций, работали над концепцией развития Уфы, то ясно отдавали себе отчет в том, то естественные возможности Уфимского полуострова крайне ограничены, что будущее Уфы связано с Зауфимьем, где надо разместить до 400-450 тысяч жителей ( это в два раза больше, чем в Сипайлово и с Забельем, где нужно расселить до 200-250 тысяч жителей.
Без тоннеля и мостов никаких перспектив освоения Зауфимья и Забелья нет…
Геннадий РОДИОНОВ,
заслуженный артист РФ, народный артист РБ.
Я, страстный автомобилист и не прекращаю изумляться парадоксальной ситуации, которая сложилась в Уфе: красивая местность в городе, красивые новые дороги, а весь город стоит в пробках.
Причина в том, что у нас нет перпендикулярных въездов и выездов в городе. Без тоннеля, который должен соединить огромный район Зауфимья с Забельем, ничего в городе не изменится.
Нужно срочно возобновить строительство тоннеля.
Я, как член партии «Единая Россия», считаю, что возглавить всенародное движение за тоннель может и должна партия «Единая Россия».
Большие надежды, уфимцы, возлагают на очень современного нашего градоначальника Ялалова И.И.
Павел РАБУХИН,
начальник Мостоотряда № 30 ЗАО « Уралмостострой», председатель Союза транспортных строителей РБ
Я, как непосредственный смежник моих коллег тоннельщиков, с нетерпением жду работ по завершению строительства уникального уфимского тоннеля.
При хорошем финансировании достроить тоннель можно в два – максимум три года, а параллельно строить мосты и подходы к ним.
Мостов в Уфе не хватает. Если в Праге более 400 мостов, в Токио – 70, то в Уфе всего 6 мостов!
Судите сами… Хорошо, что руководство Республики приняло решение продолжить строительство тоннеля.

Читайте нас: