Все новости
Экономика
16 Ноября 2012, 16:49

Пойдёт ли Урал-батыр башкирской тропой?

Пока туризм в республике — дитя без глазу у семи нянек

Развитие республиканского туризма еще в самом начале маршрута.
Развитие республиканского туризма еще в самом начале маршрута.
Новое — хорошо забытое старое

Одно из первых организованных путешествий историки относят к 1841 году, когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 году он организовал путешествие в Ливерпуль с экскурсией по городу. В 1847 году Кук основал одно из первых туристских обществ, продававших путевки в путешествия по Англии и за ее пределы. Считается, что именно он был первым менеджером в области туризма.

В России в 1777 году появился «План предприемлемого путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Первыми самодеятельными туристами были состоятельные и влиятельные люди, совершавшие путешествия по стране и за рубежом. Известно, что Петр I, побывав в 1697 году в Южной Германии, совершил восхождение на гору Брокке (1142 метра над уровнем моря) с чисто туристскими целями.

Развитие планового туризма в Башкирии началось в 1959 — 1960 годах с организацией Туристско-экскурсионного управления. Первым его председателем был Евгений Шишкин. До 1961 года руководителя управления избирали на конференции представители организаций, где уже были созданы туристские секции. Там же принародно обсуждалась стратегия развития туризма: строительство турбаз, новые маршруты, подготовка кадров, финансирование.

Прошло меньше десяти лет, и Башкирия вошла в число ведущих туристских регионов СССР. Популярными были сплавы по Белой, Симу и Юрюзани, конные и другие маршруты. К чему этот экскурс в прошлое? Да к тому, что новое — это хорошо забытое старое.

Башкирии нужен бренд

Мне как человеку, стоявшему у истоков внутреннего, въездного и спортивного туризма в Башкирии, непонятна сегодняшняя стратегия руководства этой отрасли.

Свое видение развития туризма в республике я предлагал и в письменном, и в устном виде многим специалистам. Но ни один из них почти ничего не реализовал из предложений, основанных на полувековом опыте работы в туристской сфере. Человеком, который реально помог с предстоящим изданием путеводителей и туристской литературы, оказался президент республики Рустэм Хамитов. Надеюсь, что вновь назначенные руководители сферы туризма используют мои предложения и привлекут к работе профессионалов.

Итак, что необходимо сделать? Прежде всего придумать единое название республиканского туристского кластера (символ-бренд, эмблему). Например, «Башкирские тропы Урал-батыра». Этим самым мы не только обеспечим узнаваемость республики, но и свяжем ее с народным эпосом, отнесенным ЮНЕСКО к достоянию планеты. Нужно разработать памятный нагрудный знак с изображением, например, крылатого коня Акбузата или Толпара. Поработать над ним в рамках конкурса могут художники-дизайнеры республики.

Турфирмы должны разработать свой личный имидж-жетон с указанием их названия. Особенно это касается фирм, вошедших в утвержденный правительством список уже созданных в республике кластеров. Туристы, получая жетоны, будут копить их и получать скидки на новые туры. Это будет особенно привлекательно для студенчества, учащейся молодежи и фалеристов (людей, коллекционирующих значки), в итоге увеличится туристский поток.

Ярмарки по интернету

Как обеспечить прозрачность цен на услуги турфирм и санаториев, избавиться от туроператоров-посредников? Для этого я бы предложил ввести в практику интернет-ярмарки по продаже санаторно-курортных и туристических путевок по республике. Граждане смогут получать оперативную информацию о возможностях турфирм и делать выбор исходя из собственных интересов и финансовых возможностей.

С другой стороны, такая система заставит турфирмы разрабатывать новые привлекательные туры с современными формами обслуживания, расширять охват за счет туристов из других регионов. Кроме того, прозрачность позволит проследить за распределением госдотаций, выделяемых на развитие социального туризма.

Пишешь о туризме? Получи премию

Развитию туризма вполне могли бы поспособствовать союзы художников и фотохудожников республики, средства массовой информации, издательства.

Творческие союзы совместно с турфирмами в силах проводить в картинных галереях и наиболее посещаемых местах передвижные выставки, рассказывающие о природе, самобытной культуре, туристских возможностях республики. Можно также объявить конкурс среди СМИ по освещению туристских возможностей районов и городов для создания банка туристских ресурсов.

Издательства, публикующие материалы о туристских маршрутах республики, турфирмах, туристах-спортсменах, надо заинтересовать поощрительными премиями. А работа им предстоит большая: необходимо издать туристский атлас, обозначив инфраструктуру и туристские ресурсы республиканского кластера, а также путеводители для самого широкого круга людей — от школьников до туристов-спортсменов.

Есть и такое предложение: на базе существующих программ создать республиканский телеканал «Башкирские тропы Урал-батыра».

Энергия плюс опыт

Туристическая отрасль, безусловно, нуждается в хорошем руководстве. Совершенно правильным решением было создание в новой структуре правительства самостоятельного агентства по туризму. Это позволит централизовать управление отраслью, привлечь туристов-спортсменов всех федераций для их подготовки в качестве инструкторов-проводников.

Помощь новой структуре могла бы оказать консультационно-экспертная комиссия, в состав которой должны входить туристы-профессионалы с многолетним опытом, профильные специалисты и ученые. Сейчас у руля многих туристских организаций стоит молодежь, и это правильно, однако и опытом зрелых руководителей не стоит пренебрегать.

Проблемы внутреннего и въездного туризма разумно было бы обсудить на «круглом столе», пригласив к участию в нем, например, бывших руководителей ОАО «Баштур». Открытый разговор принес бы ощутимую пользу туристскому бизнесу и предостерег от возможных ошибок.

Рыбалка для малоимущих

Говоря о туризме, нужно обязательно подумать о социально незащищенных группах населения, людях с ограниченными возможностями. В городах и районах при поддержке местных властей можно открыть для них семейные турклубы, организовывать рыбацкие, охотничьи, грибные и другие туры. К участию в турсоревнованиях обязательно привлекать инвалидов. Чтобы заинтересовать туризмом бюджетников, профкомы организаций могут подписать с турфирмами прямые договоры.

С другой стороны, не стоит забывать и о туристах-спортсменах. Для проведения тренировок и соревнований нужны туристские полигоны с топографическими картами. Всерьез стоит подумать и о возрождении спортивных категорированных туров с выдачей туристам справок для присвоения спортивных разрядов.

Этнографические деревни

И последнее — нужно самое серьезное внимание уделить развитию в республике этнокультурного туризма. В 2002 году идею создания этнографических деревень в северо-западных районах республики я предложил ректору УГИС Александру Дегтяреву. На Соборе русских в нынешнем году прозвучала информация, что такие деревни стали создаваться. Но почему-то северо-западный регион не выделен в особый туристский кластер. А ведь он мог бы стать изюминкой внутреннего и особенно въездного туризма.

На основе марийской, удмуртской, коми-пермяцкой, татарской, башкирской и русской культуры можно создать там уникальный этнокультурный центр, который привлечет в республику в том числе иностранных туристов. Средства на реализацию этой программы реально получить через международный грант ЮНЕСКО.

Уверен: если каждый, кому дорог имидж Башкортостана в туристском пространстве, приложит свои знания, опыт и идеи, о нашей республике узнают и россияне, и иностранцы. Их надо удивить не только нашей самобытностью, культурой и гостеприимством, но и высоким уровнем обслуживания.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Президент республики Рустэм Хамитов на встрече с главными редакторами средств массовой информации:

— Что касается туризма, то мы пока имеем дело с любительщиной.

Вот наш санаторий «Зеленая Роща». Там же «золотая» земля, а на ней находится санаторий среднего класса. Есть идея построить нечто современное, большое, чтобы человек с семьей зашел и через неделю вышел оздоровленный, довольный. Под такой проект очень легко привлечь инвесторов. А еще там пионерский лагерь есть.

Его можно перенести, а на участке земли построить хороший, интересный комплекс. Только лошадками, красотами и кумысом мы вряд ли сможем привлечь туристов.
Читайте нас: