Все новости
Экономика
19 Октября 2012, 17:06

Бураевский автобан

Новый завод на шаг приблизил дороги республики к европейским

Рауф Нугуманов (слева) предлагает главе Бураевского района Борису Нурисламову: «Больше освоите — больше дадим».
Рауф Нугуманов (слева) предлагает главе Бураевского района Борису Нурисламову: «Больше освоите — больше дадим».
Бураевский район выбран для экспериментов в дорожной отрасли не случайно. Здесь нет своих карьеров для добычи хорошей песчано-гравийной смеси и щебня. Их приходится транспортировать издалека.
Первую скрипку во внедрение новых технологий в строительстве дорог играет президент республики, считают сами дорожники. На днях Рустэм Хамитов лично проинспектировал дорогу Уфа — аэропорт после ремонта. В минувшую среду первый заместитель премьер-министра Рауф Нугуманов проехался с инспекционной проверкой по участкам дорог, где впервые в Башкортостане были использованы новые технологии, и побывал на новом асфальтобетонном заводе производства Германии. По сути состоялось оперативное совещание на колесах.

Завод немецкой фирмы — это прорыв в дорожном строительстве в регионе. По размерам небольшой против наших традиционных асфальто-бетонных заводов (АБЗ) — мобильный, умещается в двух контейнерах, которые легко транспортируются автотранспортом. Пусконаладка упрощена до минимума: все электрические и пневматические коммуникации и трубопроводы уже установлены в контейнерах, остается только объединить модули между собой быстроразъемными соединениями. Проще говоря, все равно, что включить бытовой прибор в розетку. Его производительность 240 тонн асфальта в час.

— Если с обычного завода нам удавалось летом «выжимать» в день до 400 тонн асфальта, то с этого мы уже получали после пуска 2,5 тысячи тонн, — рассказывает главный инженер «Башкиравтодор» Игорь Струговец. — С малопроизводительных АБЗ продукция шла неравномерно, рывками, поэтому на дорогах оставались нежелательные швы. А теперь ставь колонну машин и шуруй без остановки. Технология продумана и отлажена немецкими специалистами таким образом, что предприятие не заработает, пока его полностью не обеспечишь сырьем, строго отвечающим рецепту. Он не примет какие попало щебень и ПГС.

Место под мобильный завод выбрано с хорошим расчетом: отсюда автомагистрали расходятся в сторону Балтачевского, Калтасинского, Краснокамского, Дюртюлинского районов, которые отныне будут в зоне обслуживания нового завода. Второй такой же завод смонтирован и пущен в сентябре в Белорецком районе, где дороги давно нуждаются в обновлении. Стоимость каждого АБЗ 111 млн рублей.

— А что будет со старыми заводами, которые есть в каждом районе? — поинтересовались журналисты.

— Они тоже нужны, — разъяснил Рауф Нугуманов. — Там, где потребуется заасфальтировать небольшой участок или по весне отремонтировать старые дороги, пригодится как раз их продукция. Новые заводы позволят пересмотреть тактику планирования строительства дорог. Прежде нередко миллиарды рублей тратились на прокладку дорог там, где можно было бы подождать некоторое время. Приоритетом будут пользоваться направления с интенсивным движением и с перспективами развития территорий. Например, экспериментальные километры в Бураевском районе пришлись как раз на те участки, где прежде в распутицу ездить было почти невозможно.

Первый вице-премьер с сожалением заметил, что двух новых заводов, даже таких высокопроизводительных, недостаточно. В этом году на капитальный ремонт дорог в республике уже выделено около 3 млрд рублей, это на 70 процентов больше, чем в 2011 году, два завода просто не в состоянии закрыть такие потребности.

— Протяженность дорог республиканского значения у нас свыше 24 тысяч километров, — сказал Рауф Нугуманов. — И выйти на нормативные требования по их содержанию пока мы не можем. Сколько платили, так и латали. В этом году объем капремонта дорог мы уже превысили почти на 1 млрд рублей. В следующем году предстоит много сделать по дорогам Акъяр — Сибай и в Белорецком районе.

Затем журналисты совершили почти экстремальную поездку в сторону Балтачевского района, где на 7-километровом отрезке не было асфальта. Глина после дождей превратилась в клейкую массу, на которой не слушались ни тормоза, ни рулевое управление. Чей-то «мерседес» беспомощно стоял поперек, прибитый к обочине. Мы с трудом добрались до того места, где начинался экспериментальный пятикилометровый участок. Асфальт как асфальт. Положен в прошлом году. Лишь специалисты знали, что здесь применены четыре разные технологии с добавлением разных присадок. Экспериментальные километры, по оценкам специалистов, прозимовали нормально. Наблюдение за ними продолжится.

На другом участке, в сторону деревни Вострецово, была использована технология стабилизации грунта старой дороги. Она позволяет очень быстро и недорого ремонтировать сельские дороги с небольшой транспортной нагрузкой.

О результатах говорить еще рано. Но радует уже то, что инновации пришли в дорожную отрасль и станут, наконец, вытеснять дедовские методы.
Операторная завода вполне в немецком стиле.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Как строили автобаны в Германии

Deutsche Autobahnen

Скоростные дороги — предмет законной гордости жителей Германии и зависти остальной Европы, не говоря уже о России. Германия — единственная страна Европы, где на отдельных участках трасс скорость вообще не ограничена. История автобанов началась еще на заре прошлого века. Для их строительства было образовано 15 управлений, одновременно занято около 113 тысяч рабочих. Это помогло разрядить в стране ситуацию с безработицей. Возле автобанов впервые начали строить бензозаправочные станции и стоянки для отдыха водителей.
КОММЕНТАРИЙ

Борис Нурисламов,
глава администрации Бураевского района:
— В этом году, как никогда прежде, наш район получил существенную финансовую поддержку из республиканского дорожного фонда.

На капитальный ремонт дорог, мостов, дворовых территорий и проездов, а также на проектирование новых сельских дорог направлено более 260 млн рублей.

Мы разработали четкий план и провели торги по производству дорожных работ в следующем году в объеме до 200 млн рублей.

Читайте нас: