Все новости
Экономика
10 Октября 2012, 16:42

«Красный партизан» оккупирован и расчленён?

Горькая примета времени: блеск обещаний хозяев жизни и нищета колхозной реальности

Вот пример «хозяйского» подхода к делу со стороны новых собственников.
Вот пример «хозяйского» подхода к делу со стороны новых собственников.
Как бы пафосно ни звучало, но жители села Ахуново — образец патриотизма. В период военного лихолетья себя не щадили, последние крохи и деньги — все для фронта и для победы. И в грозовые 90-е годы, когда многие колхозы в районе развалились, им удалось сохранить свое хозяйство. Не растащили общее имущество по личным сусекам. Даже в условиях хронического безденежья работали рачительно. Они бы и дальше готовы были демонстрировать трудовые подвиги, если бы процветающее хозяйство не заинтересовало бизнесменов новой волны. И все труды, достижения и успехи растворились в непонятной, неуклюжей акционированной структуре, все полетело в огромный, бездонный, всепоглощающий котел…
Безутешный лейтмотив

Неуютно рядом с пожилым и достойным человеком, испытывающим искреннюю, безутешную боль. Не за себя — за семью, за родное хозяйство, которому посвятил всю свою трудовую жизнь, за страну в конце концов.

— Ну как же так, дочка? Мой отец погиб на фронте, защищая нашу землю. Наши мамы даже в годы войны, оставшись без мужиков, сохранили колхоз, вывели его в передовики. Помню, как надрывались, голодные, в одних лохмотьях... Хорошо, что они уже не видят все это безобразие… Но нам стыдно перед их светлой памятью, — ронял горькие слова один из самых уважаемых людей села Ахуново заслуженный механизатор РФ, кавалер ордена Ленина, депутат одного из созывов Верховного Совета БАССР Сагидулла Мухамедьяров.

— У нас династия механизаторов. Отец гордился, что дети продолжили его дело. И когда мы с братом Габидуллой попали под сокращение, он места себе не находил, — вторил своему отцу Ильяс. — Но дело не только в нас — отец каждый день видит, как разваливается родное хозяйство, на процветание которого он работал день и ночь. Столько его пота на ахуновских полях... Получается — все это было зря? Я тоже мечтал, что и мой сын обоснуется в родной деревне. Землю получили, думали, дом построим. Но здесь сейчас ни работы, ни перспективы — большое село хиреет с каждым годом. Поэтому сын живет и работает в Магнитогорске, хорошо работает — мы по-другому не умеем!

У Риммы Шариповой мать была передовой дояркой. Сама она пришла работать на ферму в 19 лет. С тех пор больше 20 лет трудится в родном хозяйстве. При зарплате в 6 тыс. рублей ей приходится обслуживать 44 коровы.

— Были бы мы моложе, ни дня не остались бы в деревне. Муж мой тоже работает в «Красном партизане». Вот вы у меня спрашиваете, вовремя ли мы получаем свои кровно заработанные? Куда там! Я-то ладно, а у мужа остались долги по зарплате еще с прошлого года. Тогда наше хозяйство называлось по-другому, то ли агрофирма, то ли акционерное общество, кто их упомнит? Так вот, одно из них, говорят, обанкротилось. А под шумок «забыли» и про долги перед работниками. Для руководства, может, и мелочь, для нас — большие деньги. Вот сейчас у меня дочь в 11 классе. Сын тоже хочет продолжить учебу. Как мы их будем обучать? На что? — возмущается Римма Римовна.

Знатное прошлое

«Красный партизан» — хозяйство особенное, даже уникальное. Это единственный колхоз в республике, награжденный орденом Отечественной войны I степени.

Ахуновцы всегда были в передовиках. Даже в годы войны. Кроме плановых поставок, в фонд обороны они сдали 14 тыс. 422 пуда хлеба, 200 лошадей для Башкирской кавалерийской дивизии, 375 голов крупного рогатого скота и 1 тыс. 308 голов мелкого, 3 автомобиля и много еще чего, как говорится, по мелочи. А еще были денежные взносы. Только в 1941 — 1943 годах в фонд победы внесено около двух миллионов рублей. Когда в 1944 году было объявлено о строительстве самолетной эскадрильи в честь 25-летия Башкирской АССР, они откликнулись одними из первых и собрали 253 тыс. рублей — большие по тем временам деньги.

Кроме того, были собраны деньги в фонд строительства танковой колонны, в фонд восстановления Сталинграда. Из села Ахун на фронт ушло 800 человек, а из оставшихся жителей 452 человека были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Перечислять все их заслуги не хватит газетной полосы.

Хроники абсурда

Отсчет нового для хозяйства времени пошел с 1 января 2005 года. На тот момент у «Красного партизана» было 7 тыс. 166 гектаров пашни, 3 тыс. 299 голов КРС.

— Я так и не понял, откуда тогда ветер дул? Ведь поначалу у нас в районе было всего три явных банкрота — «Совет», «Яик», «Коммунар». Но такие хозяйства, как «Байрамгул», «Красный партизан», «Башкортостан» твердо стояли на ногах! И вдруг, как гром среди ясного неба: в СПК «Красный партизан» (тогда хозяйство именовалось так) вводится внешнее управление, затем создается ОАО «Красный партизан», приходит частный инвестор. Кто он — мы до сих пор точно не знаем. Учредителем предприятия становится ЗАО «Учалы-молоко». Все имущество хозяйства было оценено всего в 11 млн рублей. Уставный капитал ОАО (куда вошли СПК «Красный партизан» и местный молокозавод) составил 21 млн рублей. Контрольный пакет оказался у частного инвестора. А работников хозяйства просто поставили перед фактом. Чтобы не возмущались, наобещали с три короба, золотые горы посулили. А деревенские труженики всегда верят другим на слово, — говорит председатель райкома профсоюза работников АПК Лиф Нагимьянов.

За прошедшие семь лет сменилось много руководителей. Но неизменным остается только рост долгов по зарплате.

— Тяжба вокруг своевременной выплаты зарплаты у работников началась уже с апреля 2005 года. Тогда селяне поставили руководство ОАО перед фактом — будем выходить на митинг, если понадобится, объявим забастовку. Естественно, сразу же деньги нашлись, да и трудовой договор наконец приняли. Однако проходит время, все повторяется. Ну не любят новые хозяева платить людям... — с горечью добавил Л. Нагимьянов.

«С момента создания ОАО «Красный партизан» мы до сих пор не знаем — кто же настоящий хозяин? Кто же несет ответственность за унизительно низкий уровень жизни работников? Мы знаем другое — сплошь и рядом нарушается Трудовой кодекс. В производство не внедряются передовые технологии, не обновляется техника. Начатая было еще в 2008 году реконструкция животноводческих помещений заброшена. Особенно тревожит низкая зарплата, которая к тому же выплачивается от случая к случаю…» — в мае прошлого года работники хозяйства были вынуждены принять такую резолюцию.

Вот еще документ — Гострудинспекция в 2011 году направила в следственный отдел материалы в отношении ряда руководителей предприятий, в том числе и «Красного партизана».

И в июле прошлого года Арбитражный суд республики ввел в ОАО процедуру внешнего управления.

Осадить не по силам

С тех пор мало что изменилось, точнее, вовсе ничего не изменилось. В сентябре прошлого года профком предприятия выдвигает ряд требований к работодателю — исполнительному директору Василию Малете: «…Работники не знают, какая начислена им заработная плата за месяц, сколько и за что удержано, своевременно не выплаченная зарплата не индексируется, в Пенсионный фонд взносы не перечисляются». Профком потребовал до 20 сентября выплатить в полном объеме заработанное. Думаете, что-то изменилось? Нет.

Да что там простые работники, даже конкурсный управляющий в мае этого года был вынужден обратиться в Арбитражный суд с ходатайством обязать бывшего руководителя ОАО «Красный партизан» Василия Малету передать ему все документы, в том числе по учету труда и зарплаты.

— Люди спрашивают, почему им не говорят, сколько они заработали. Я был вынужден обратиться к конкурсному управляющему, чтобы через него получить соответствующие документы. И вот что он ответил: «…Финансовые и бухгалтерские документы бывшим руководителем господином В. Малетой конкурсному управляющему в полном объеме не переданы», — говорит Л. Нагимьянов. — Информации по реальному положению дел в хозяйстве нет. Пробовал получить — везде отказ. Хотя профсоюзы имеют право запрашивать документацию, касающуюся исполнения трудового законодательства. А сейчас вообще черт ногу сломит в этих бумагах. Дело в том, что сегодня на базе бывшего колхоза одновременно существуют сразу три хозяйства: ОАО, агрофирма, ООО и все они носят имя «Красный партизан». Разобраться, что кому принадлежит, невозможно. Если существует преемственность, то почему пришедшие на смену предприятия не торопятся выплатить долги по зарплате? Сегодня у ОАО «Красный партизан» долги по зарплате — 1,5 млн рублей, у агрофирмы «Красный партизан» — 1,8 млн. В Пенсионный фонд первый должен больше шести миллионов, второй — 1,4 млн рублей.

Что же касается третьего предприятия — ООО «Красный партизан», то и оно за короткое время существования уже успело задолжать своим работникам.

В августе Учалинская межрайонная прокуратура выявила в ООО «Красный партизан» задолженность по зарплате свыше 902 тыс. рублей. Прокуратура через суд взыскала долги. В результате со 120 работниками рассчитались за июнь — июль частично деньгами, частично зерном. Но прошел уже август, а за ним и сентябрь.

А как же быть с прежними долгами по зарплате? Вопрос остается открытым.

Разор и запустение…

На дверях животноводческого комплекса крупными буквами выведено: «Территория молочно-товарной фермы. Собственность ЗАО «Учалы-молоко». Но поблизости никого нет — ни охраны, ни сторожа, так что спокойно можно зайти внутрь. На реконструкцию этого комплекса, говорят, было выделено 250 млн рублей. Впрочем, может, только намеревались? Сегодня здесь запустение.

— Раньше была добротная ферма на 400 коров, добивались высоких надоев, боролись за повышение культуры производства, внедряли новые технологии... Да что толку сейчас вспоминать! — сокрушается председатель профкома ООО «Красный патризан» Барый Гибаев, которому больно смотреть на развалины комплекса.

Всего несколько цифр напоследок. Даже в 1992 году, 20 лет назад, в преддверии губительных для селян реформ, колхоз имел только дойных коров свыше 1 тыс. 450 голов, выращивал зерновые культуры более чем на пяти тысячах гектаров. Валовый сбор зерна составил 95,155 тысячи тонн…

P.S. Мы пытались связаться по телефону с руководством ОАО и агрофирмы «Красный партизан», но телефоны молчали...
Читайте нас: