Все новости
Экономика
9 Октября 2012, 15:56

Недооценённая гигакалория

Энергетики несут убытки из-за заниженных тарифов на тепловую энергию и хронических неплатежей

Каждый новый отопительный сезон жители республики встречают с одним вопросом: «Не замерзнем?» Огромнейшие долги коммунальщиков перед поставщиками энергоресурсов делают его особенно актуальным. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы все эти страхи остались в прошлом, «РБ» выяснила у заместителя генерального директора ОАО «Башкирэнерго» Игоря Бренштейна.
— Игорь Семенович, мы часто слышим о колоссальных долгах коммунальщиков перед энергетиками. Каков сейчас размер долга и в чем, на ваш взгляд, корень проблемы?

— Сумма долга действительно колоссальная — более 1 млрд рублей. Главные неплательщики — жилищные управляющие компании. При этом около 600 млн рублей — долг уфимских потребителей.

Недавно у нас появился еще один крупный должник — МУП «Уфимские инженерные сети». Предприятие управляет распределительными теплосетями города с июня этого года и имеет уже почти 300 млн рублей долга перед энергетиками.

Я считаю, что основная проблема — в непрозрачности движения коммунальных платежей. Сегодня в цепочке движения денег от населения до ресурсоснабжающей организации присутствуют такие «черные ящики», как управляющая компания или управление жилищного хозяйства (УЖХ), единый рассчетно-кассовый центр (ЕРКЦ). Эпитет «черный» здесь применен неслучайно: деятельность этих компаний абсолютно непрозрачна как для населения, так и для других участников рынка.

На мой взгляд, схема должна выглядеть следующим образом: все средства, которые платит население за ЖКУ (газ, воду, отопление и т.д.), ровно в той же пропорции и в тех суммах, которые поступили в расчетный центр, автоматически перечисляются соответствующему поставщику услуги или ресурса. На деле же этого не происходит. Все УЖХ и ЕРКЦ в тех городах, где они существуют, расходуют средства по своему усмотрению, не объясняя ни нам, ни жителям, почему ресурсоснабжающей организации перечислена та, а не иная сумма. Таким образом, движение огромного денежного потока, а в год это десятки миллиардов рублей, происходит по непонятным правилам.

Кроме того, эти управляющие компании, как правило, обрастают еще дополнительными договорами, которые всегда вызывают интерес как у прокуратуры, так и у других контролирующих органов. В частности, это снегоуборка, просто уборка, обслуживание индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Кстати, последнее — это интересная тема. Например, в Уфе обслуживание ИТП — одна из основных статей затрат.

При этом у нас есть примеры нормальной работы управляющих компаний, которые и ресурсы оплачивают, и домовую инфраструктуру развивают, добиваясь при этом снижения затрат.

— Может ли быть выходом из ситуации создание независимых ЕРКЦ или переход на прямые расчеты между жильцами и ресурсоснабжающей организацией?

— Не имеет значения, по какой схеме будет построена работа, важно, чтобы обеспечивалась высокая собираемость платежей с потребителей, прозрачность схемы движения денег и полный расчет с ресурсоснабжающими организациями. Башкортостан на фоне других регионов отличается достаточно высоким уровнем собираемости платежей, но ведь все понимают, что это связано с менталитетом населения, привыкшего дисциплинированно платить по счетам. Но почему в одном районе собираемость составляет 94 процента, в другом — 97? Ответа нет, потому что никто не занимается анализом межтерриториальной разницы в платежной дисциплине населения.

Независимый ЕРКЦ, выбранный на конкурсной основе, — тоже работающий механизм. И такой опыт есть. Очень многие банки видят свою нишу в ритейлерских услугах населению. Я думаю, что выбор на конкурсной основе исполнителя такой услуги, то есть построение централизованной современной биллинговой системы, по сути, может решить накопившиеся проблемы. Всем будет понятно, кто является заказчиком услуг, какое техническое задание у исполнителя, каково вознаграждение. Сегодня мы видим систему, которая «подстроена» под административный ресурс, и получается тот самый «черный ящик», из которого нужно все время что-то вытрясать.

— И все же, как мы уже говорили, добиться стопроцентной оплаты за услуги ЖКХ невозможно. Какое соотношение задолженности к начисленной сумме считается «нормальным» уровнем собираемости коммунальных платежей?

— Я бы сказал допустимым уровнем. Таковым можно считать долги в размере 2 — 2,5 процента. Причем, в законодательстве прописаны действия юридических лиц относительно сомнительных и потерянных долгов. Например, сумму долга, которую невозможно взыскать, компания может включить в убытки при тарифообразовании на последующий период.

— Задолженность жилищных организаций перед энергетиками — проблема отнюдь не уникальная, она актуальна практически для всей России. Но есть ли региональные особенности?

— Конечно. Башкортостан на фоне других субъектов России выделяется тем, что здесь действуют очень низкие, экономически необоснованные тарифы на тепловую энергию. Даже при стопроцентной собираемости платежей с потребителей, что в принципе невозможно, этих денег не хватило бы для покрытия затрат. Поэтому теплоснабжающие организации несут огромные убытки.

— Можно примерно определить величину расхождения между действующим тарифом и тем, каким он должен быть?

— На мой взгляд, тариф занижен не менее чем на 40 процентов. Достаточно посмотреть на соседние регионы, схожие с Башкортостаном по климатическим условиям и социальному развитию. Стоимость гигакалории тепловой энергии в Челябинской, Свердловской, Оренбургской областях, в Татарстане составляет тысячу рублей и более, у нас же — около 700 рублей. С точки зрения ресурсоснабжающих организаций, тарифная ситуация в нашей республике является уникально негативной.

— Выход — в повышении тарифов?

— Да. Но это не значит, что за все придется расплачиваться населению. Вопрос требует решения на государственном уровне, как это сделали в некоторых соседних регионах. В частности, в Татарстане рост тарифов был смягчен дотациями на субсидирование малоимущих слоев населения.

— Таким образом, можно утверждать, что энергетическая компания несет убытки как от заниженных тарифов, так и от хронических неплатежей…

— По итогам прошлого года убыток теплового бизнеса компании, обусловленный, в большей части, заниженными тарифами на отпускаемую энергию, достиг 781 млн рублей. В том числе убыток, связанный с собираемостью средств, мы оцениваем в 250 — 270 млн рублей. В эту сумму включены затраты компании на взыскание долгов и стоимость привлеченных банковских кредитов для закрытия кассовых разрывов, возникших из-за неплатежей.

— К каким последствиям могут привести хронические неплатежи?

— Специфика оплаты потребленного тепла такова, что пик неплатежей приходится на конец отопительного сезона. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, к каким последствиям могут привести миллиардные долги перед теплосетевой организацией перед началом ремонтной кампании. Безусловно, мы делали, делаем и будем делать все, чтобы завершить летние работы в полном объеме, но неплатежи очень усложняют нам эту задачу. Должники ставят под удар безаварийную работу теплосетей в предстоящем осенне-зимнем периоде и, в конечном счете, комфорт, а возможно, и здоровье людей, в том числе и тех жильцов, которые выбрали управлять своими домами неблагонадежные компании.

— Ситуация, по сути, тупиковая, и энергетики начали принимать решительные меры. Например, отказались от части арендованного имущества.

— Решение о прекращении обслуживания арендованного муниципального теплосетевого имущества в Уфе, Стерлитамаке и Кумертау было принято лишь после того, как Башкирэнерго несколько лет безуспешно пыталось изменить ситуацию с недофинансированием теплосетевого комплекса. Откровенно говоря, муниципалитеты злоупотребляли готовностью энергетиков вкладывать свои деньги в чужую собственность. Если до 2004 года в местных бюджетах закладывались средства на поддержание и восстановление теплосетей, то в дальнейшем начали направлять эти средства на другие цели. В этом году в трех городах республики мы отказались от эксплуатации и обслуживания арендованного оборудования, потому что этот вид деятельности три последних года приносил нам только убытки.

Если не будет разработан механизм финансирования по каким-то целевым программам, этот вид деятельности останется не просто убыточным — нормальное функционирование и развитие теплосетей станет невозможным.

— Башкирэнерго имеет большой опыт взыскания долгов через суд. Это эффективная мера?

— Сейчас взыскание около 90 процентов задолженности находится в судопроизводстве. Это крайняя мера, на которую мы идем, исчерпав все другие возможности. Ситуация такова, что многие неплательщики только такой язык и понимают. Они не выполняют условия договоров и мировых соглашений, нарушают заключенные графики погашения.

В ближайшее время может быть создан прецедент, когда по иску ресурсоснабжающей организации компанию-должника признают банкротом. По иску БашРТС Арбитражный суд республики ввел процедуру наблюдения в стерлитамакской «Башжилиндустрии». К началу сентября ее долг составлял 69,8 млн рублей. Мы рассматриваем возможность инициации процедуры банкротства по отношению и к другим управляющим компаниям.

Башкирэнерго заинтересовано во введении внешнего управления проблемными компаниями, в которых движение средств непрозрачно как для граждан, исправно оплачивающих коммунальные услуги, так и для поставщиков энергоресурсов. С одной стороны, это действенный способ узнать, куда уходят деньги жильцов, с другой — возможность привлечь внимание населения и представителей госвласти к вопросу эффективности и качества работы управляющих компаний.

— Недавно энергокомпания объявила и о взимании процентов за пользование чужими средствами. Это карательная мера для злостных должников или же механизм возмещения части упущенной выгоды?

— Действительно, в начале сентября юрлица, имеющие задолженность, вместе с платежками за август получили счета с включенными процентами за пользование чужими средствами. Такая форма ответственности за неисполнение денежного обязательства предусмотрена Гражданским кодексом. Размер начисляемого процента равен ставке банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Ставка рефинансирования, установленная Центробанком, сейчас составляет 8,25 процента годовых. По данным БашРТС, по итогам августа проценты начислены 130 контрагентам ресурсоснабжающей организации.

Взыскание процентов за пользование чужими средствами — вынужденная мера. Мы преследуем две цели. Во-первых, это в какой-то степени поможет возместить те потери, которые компания несет, пользуясь банковскими кредитами для закрытия кассовых разрывов, при этом надо понимать, что кредиты обходятся нам существенно дороже, чем 8 процентов. Во-вторых, это будет способствовать воспитанию платежной дисциплины у наших контрагентов.

— Башкирэнерго периодически раскрывает информацию о должниках, проводит публичную работу по взысканию долгов. Как должен реагировать житель многоквартирного дома, если в списке должников он увидит название своей управляющей компании?

— Это «звонок». Значит, платежи граждан не доходят до адресата, возможно, используются не по назначению или вообще выводятся в другие компании. Поэтому, если возникают сомнения относительно какого-либо действия или бездействия управляющей компании, необходимо направить запрос в ведомства, контролирующие соблюдение законодательства. В первую очередь это Государственная жилищная инспекция. Также вопрос можно адресовать в прокуратуру.

— В Стерлитамаке распространяется информация, что Башкирэнерго участвует в переделе рынка управляющих компаний.

— Цель зайти в эту нишу бизнеса перед нами не стоит, так что это не более, чем слухи. Мы видим свою задачу в том, чтобы привлечь внимание населения и государственных органов власти к проблематике отрасли. Мы считаем, что этот вид бизнеса необходимо организовать на конкурсной основе по прозрачным для всех правилам игры. Как только схема движения коммунальных платежей станет прозрачной, в нашем бизнесе снизятся риски. А значит, он станет и более прибыльным.
Читайте нас: