Все новости
Экономика
3 Октября 2012, 16:42

Туризм о трёх головах

Развитие придорожного сервиса, прибрежных зон и работа с крупными инвесторами — главные задачи отрасли

Город — это тоже товар, только специфический. Его потребители — жители, инвесторы, предприниматели, туристы... Поэтому привлекательный имидж, узнаваемый бренд и позитивная репутация нужны не меньше, чем свежий воздух. О том, как этого добиться, очень оживленно дискутировали участники первого форума-выставки «Туризм. Спорт. Отдых. Здравницы», прошедшего на днях в Уфе. Договоренность об обмене опытом между регионами ПФО и нашей республикой была достигнута недавно, на прошедшем в сентябре фестивале «Открой Приволжье».
Уфу ждёт нашествие динозавров?

Столица республики скоро станет центром крупных международных событий. В 2015 году она примет гостей саммитов ШОС и БРИКС. К этому времени город должен преобразиться, причем не только центр. По словам замначальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Динара Халитова, сейчас рассматривается вопрос о строительстве новых туристских объектов на южном склоне Уфы и набережной реки Белой. Кроме того, в столице пока недостаточно гостиниц высокого уровня, чтобы разместить участников предстоящих мероприятий. Возможно также, что в Уфе будет построен крупный парк динозавров по примеру аналогичного парка, расположенного в Абзелиловском районе.

По мнению Динара Халитова, Уфа обладает всеми данными, чтобы стать «не хуже Йошкар-Олы», где за короткие сроки был возведен крупный туристический центр.

— Великолепный ландшафт, богатая история, кроме того, на территории города выявлено около 700 памятников архитектуры. Наша задача — сохранить эти объекты, — сказал Динар Халитов.

Член совета межрегиональной туристской ассоциации (МТА) «Приволжье» Олег Ермошин считает, что создавать туристический имидж города нужно пошагово. Первый шаг делают экскурсоводы — так сказать, прокладывают туристские тропы. Следующий шаг за дизайнерами, которые создают удобную инфраструктуру, а далее — строительство гостиниц в тех местах, где проходят туристские тропы. Такая методика была применена при создании имиджа Нижнего Новгорода.

От заката до рассвета

Одним из способов привлечения внимания туристов к региону может стать создание качественного исторического кино, считает руководитель Ульяновского центра развития туризма и гостеприимства Сергей Лаковский.

Недавно в Ульяновской области прошли съемки масштабного фильма «Русь. От заката до рассвета», рассказывающего о происхождении и становлении нашего государства. Картину планируют представить на Каннском фестивале и выпустить в мировой прокат.

— Мы пригласили известного продюсера Владимира Кильбурга. Древнюю стоянку русов решили воссоздать на территории Ульяновского туристско-рекреационного комплекса «Русский берег». Однако, чтобы начать съемки фильма, пришлось организовать масштабный фестиваль живой истории «Волжский путь» — это помогло нам привлечь людей и средства на финансирование проекта, — рассказывает Сергей Лаковский. — В итоге мы получили не только имиджевую рекламу, но и создали некую новую «волну» в регионе. Что еще важно — у нас теперь есть новый туристский «артефакт», потому что съемочные декорации остались на территории туристско-рекреационного комплекса. И теперь можно организовывать здесь экскурсии.

Кроме того, во время съемок для студентов организовали десятидневную киношколу. Молодые люди из Татарстана, Самарской области и других регионов снимали собственные короткометражные фильмы.

— Теперь ведем переговоры о ежегодном проведении летней киношколы. Она оказалась очень востребованной, поскольку рынок малобюджетного кино весьма широкий, — продолжает Сергей Лаковский. — Помимо этого мы проводили киноэкскурсии. Таким образом, съемки фильма произвели колоссальный эффект в нашем регионе. А ведь фильм еще даже не вышел на экраны.

Председатель Госкомитета республики по предпринимательству и туризму Руслан Кинзикеев выразил надежду, что в Башкирии тоже удастся реализовать крупный медийный проект:

— Наш регион имеет интересную историю, башкирские эпосы уникальны, проблема в том, что мы не умеем про них рассказывать. К примеру, в Италии очень популярны туристские маршруты по мотивам романов известного писателя Дэна Брауна «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны».

По мнению члена совета МТА «Приволжье» Олега Ермошина, кино — это самый короткий путь к сердцам людей. Зрители, увидев фильм, захотят пережить эти впечатления, приехать и своими глазами посмотреть на то место, где происходило действие картины.

Сервис с большой дороги

— У нас пустые дороги и, простите, вонючие туалеты, — сказал Руслан Кинзикеев. — Даже если снять самый хороший фильм, то толку не будет, если человек приедет в нашу республику, зайдет в туалет и упадет в обморок.

Придорожный сервис — вот что, по мнению главы госкомитета, необходимо развивать в Башкирии. Узкий спектр сервисных услуг, низкий уровень обслуживания, неравномерно распределенные придорожные точки — все это не на руку региону. А ведь системно выстроенная сеть объектов придорожного сервиса выгодна малому и среднему бизнесу, крестьянско-фермерским хозяйствам, муниципальным образованиям, так как налоги будут идти в местный бюджет.

— В сентябре я побывал на объектах придорожного сервиса в Беларуси, которая использует при строительстве опыт Германии и уже обошла своих учителей. Принцип там очень простой — государство берет на себя стоимость работ по выстраиванию полосы разгона, земельные вопросы и подключение к энергосетям. Думаю, в Башкортостане необходимо использовать успешный опыт соседей, — добавил Руслан Кинзикеев.

Передовой белорусский опыт уже активно использует Тюменская область, о чем рассказала Дарья Проскурня, главный специалист Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области. Здешние власти решили развивать придорожный сервис, используя формат франчайзинга и коммерческую концессию. В каждом центре придорожного сервиса будет комплекс предприятий, действующих по договору франшизы под какой-либо известной вывеской. Упор при этом делается на развитие местных брендов.

Для потребителей такая схема тоже выгодна: «раскрученная» вывеска — это гарантия сервиса, известный уровень качества услуг. Путешественники хотят видеть у дороги все, что может понадобиться: автозаправку, магазин, кафе, туалет, мотель, баню, услуги по ремонту машины, одежды и обуви… «В нашем регионе, возможно, в точку придорожного сервиса должен входить еще и рынок, где можно приобрести кумыс, мед, сувениры», — считает Руслан Кинзикеев.

Пока, конечно, предприниматели по всей стране сталкиваются с кучей проблем из-за несовершенства федерального законодательства. Прежде всего это касается выделения земельного участка, присоединения к объектам инженерной инфраструктуры и к дороге. По закону владельцы объектов придорожного сервиса должны самостоятельно оплачивать присоединение к федеральной дороге. А эта процедура дорогостоящая.

***

Вопросов, требующих обсуждения, было так много, что все они не вошли в программу дискуссии либо были только затронуты. Это аграрный и экологический туризм, обустройство прибрежных зон, тематические парки развлечений, ужесточение ответственности за «дикий» туризм, автокемперы (интересное направление, при котором человек берет в аренду машину и путешествует, а деньги при этом остаются в регионе, — его сейчас начали развивать в Алтайском крае). Поэтому, как сообщил Руслан Кинзикеев, тема будет продолжена на предпринимательском форуме «Малые города и территории. Точки роста», который состоится 30 ноября в Стерлитамаке.
Комментарий

Евгений КОРОВКИН, член совета межрегиональной
туристской ассоциации «Приволжье»:

— Межрегиональное взаимодействие в области туризма имеет огромный потенциал. Мы еще не полностью используем свои ресурсы и мало знаем, что интересного есть в соседних регионах. Я, например, побывал в 57 странах, а в Уфу приехал впервые. И если бы не этот форум, возможно, моя поездка в столицу Башкортостана отложилась бы еще на долгое время. А нам есть чему учиться друг у друга.
Справка

По данным Росстата, на всю страну приходится 4 тыс. 720 объектов торговли, расположенных вдоль федеральных трасс, 1,1 тыс. станций технического обслуживания, 519 медпунктов, около 2 тыс. придорожных гостиниц. Минимальная потребность еще в 3 тысячах мотелей и кемпингов.

В России всего 13 полноценных комплексов для автотуристов, а кемпингов под прием автодомов в стране только два. (В Германии, например, их более 4 тысяч).

По прогнозам Министерства транспорта РФ, в ближайшие годы число людей, путешествующих по стране на собственных машинах, увеличится в 1,6 раза и к 2015 году составит примерно 5 миллионов.
Кстати

В Башкирии будут развивать железнодорожный туризм

Речь идет о проекте «Пять пятниц», который предлагает компания «РЖД-тур». Проект уже успешно реализуется в Самаре. Суть в том, что РЖД предоставляет купейные вагоны повышенной комфортности для перевозок туристов по принципу «ночь в пути — экскурсионный день — ночь в пути» по более низкой, чем обычно, цене.

— Идея оказалась очень востребованной. В год российской истории эти поездки особенно актуальны, мы так мало знаем нашу страну, ее достопримечательности и особенности регионов, — считает директор самарской туристской компании «Профцентр» Елена Мартыненко.

По словам начальника отдела регионального развития туристской компании «РЖД-тур» Андрея Семешова, сейчас проект запускается по всей России. «Мы готовы сотрудничать с Башкортостаном, если здесь появится соответствующий экскурсионный маршрут», — сказал Андрей Семешов.

— Вокруг Уфы много городов-миллионников. У нас есть чем привлечь гостей. Судоходство пока под вопросом, а развитие железнодорожных маршрутов актуально, — поддержал предложение гостя председатель Союза туриндустрии республики Кинья Кускильдин.
Читайте нас: