Все новости
Экономика
22 Сентября 2012, 13:32

Возвращение к простым дорожным истинам

Битумы нефтеперерабатывающих заводов вызывают немало претензий

Вдруг проблемой «номер один» у дорожников стала плохая оснащенность лабораторий контроля качества дорожных покрытий. Только в одном «Башкиравтодоре» их насчитывается 55. А в столице республики вообще обходились без такой лаборатории. Почему в отрасли, работу которой по всей России подвергают критике на протяжении всей ее истории, вопросы качества были задвинуты на задворки?

Причин, как рассказали сами специалисты, несколько. В основном наши дороги проложены еще в советское время, когда строительной техники было мало и выручал ручной труд тысяч людей, вооруженных лопатами. В ходе насыпки земляного полотна слой чернозема не убирали, полотно как следует не уплотняли катками, щебенки не было. Такие дороги рассчитаны под автомобили грузоподъемностью 6 тонн на ось. И сколько их ни ремонтируй, выше по классу они не станут. Сегодня другой ориентир — 10 тонн на ось грузовика. С учетом такого требования из дорог, находящихся в ведении Управления дорожного хозяйства РБ, построены лишь обход Затона, магистраль через мост у Каменной переправы, обход Белорецка, ну и, конечно, новые километры федеральных автомагистралей М-5 и М-7.

— В прежние годы, ведь не секрет, дороги строили ради километров, — рассказал газете начальник лаборатории контроля качества Управления дорожного хозяйства Рустэм Садыков.
— Сдавали их в эксплуатацию к праздникам, как подарок населению. Торопились, было не до качества.

Лаборатория, которую возглавляет Садыков, — единственная в республике, аккредитованная по всем требованиям. К ее услугам обращаются даже из других ведомств и других регионов.
Кстати, заключением, сделанным в этой лаборатории, воспользовался президент республики Рустэм Хамитов, когда в начале лета приостановил ремонтные работы на автомагистрали Уфа — аэропорт из-за низкого их качества.

От родовых патологий дорог, доставшихся нам в наследство, специалисты отрасли неизбежно переходят к современным проблемам. Среди первых — несоответствие ГОСТу битумов.
Основные поставщики этого важнейшего материала — заводы «Новойл», «Уфанефтехим» и «Газпром нефтехим Салават». По результатам испытаний в лаборатории Управления дорожного хозяйства, с 5 марта выявлялось несоответствие ГОСТу качество битумов «Новойла». Так, битум марки БНД-90/130, как было заявлено в паспорте, соответствовал лишь марке БН-60/90. Последний по сравнению с первым имеет более низкие показатели физико-механических свойств. Проще говоря, плавится летом, трескается в холод, покрытие дороги преждевременно стареет. Сведения, которые указывал в паспорте завод-изготовитель, оказались недостоверными. Такие факты нередки.

— Нефтеперерабатывающие заводы заинтересованы в получении высших фракций нефти, — говорит руководитель Управления дорожного хозяйства Ринат Абдуллин. — Битум извлекается из того, что остается после переработки нефти, этого мало.

— Может быть, для производства битума надо иметь отдельную установку? — мечтательно спрашиваю Абдуллина.

— Мы на это очень рассчитываем, — соглашается он. — Но есть другой путь. В европейских странах дорожники берут такой же битум, как у нас, и сами добавляют различные присадки для улучшения качества. Правда, это ведет к удорожанию дорог. Но делать нечего, другого варианта нет, мы от этого тоже не уйдем.
Случай приостановки ремонта аэропортовской дороги доказал, что требовать надлежащее качество можно только при наличии хорошей лаборатории. Заметим, что требование иметь такие лаборатории прозвучало от Рустэма Хамитова. Только тогда у главных дорожников проснулась совесть.

Вот как комментирует внедрение (или возвращение) системы контроля качества дорог председатель Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров:
— Каждая подрядная организация должна контролировать свою работу. Например, СУ-820 и «Дортранстрой» имеют свои лаборатории, но они не сертифицированы. Так же и во всех ДРСУ, лаборатории которых обеспечены по-разному, их надо доукомплектовывать. Пока у нас есть одна аккредитованная лаборатория — в Управлении дорожного хозяйства.
Каждое ДРСУ должно дооборудовать и укрепить свою лабораторию за свой счет, а для Управления дорожного хозяйства и Управления коммунального хозяйства Уфы деньги на это будут выделены из бюджета — около 6,5 млн рублей получит первое, 20 млн рублей — второе ведомство. К марту вся республика будет покрыта лабораториями.

Кстати

«РБ» вместе с читателями составляет рейтинг самых «убитых» дорог. Итогом нашей совместной работы станет карта, на которой будут обозначены самые плохие участки.

Замечания и комментарии оставляйте на нашем сайте www.resbash.ru в рубрике «Рейтинг самых плохих дорог».

Первые адреса уже получены:

Zauralije:
«В Баймакском районе ни одной приличной дороги: от Сибая до Инзера — плохие, от Сибая до Акъяра — жуть».

Кадир:
«Дороги самые убитые по маршруту от Сибая до Кусеево».

Мадина:
«Самые убитые дороги в Аскинском районе, от Аскино до Кашкино».

Надежда ТЮНЁВА.
Читайте нас: