Все новости
Экономика
21 Сентября 2012, 15:41

Ход конём

Уфимский предприниматель сделал ставку на опыт и рыночную нишу

Ильнур Валитов: «Деликатесный продукт вызревает 60 дней».
Ильнур Валитов: «Деликатесный продукт вызревает 60 дней».
— Эта партия будет готова только к октябрю, а сентябрьский продукт неожиданно разошелся уже в начале месяца, — предприниматель Ильнур Валитов закрывает холодильник, где сейчас зреет башкирский национальный деликатес. — Поэтому наращивать производство будем в любом случае, развиваться нам интересно. Тем более, что в этой продуктовой нише конкурентов на республиканском рынке практически нет. Да и не только на республиканском.
Массовым производством и реализацией сыровяленой конины и других продуктов из этого мяса уфимский бизнесмен начал заниматься чуть больше полугода назад. Взял в аренду площадку в северной части города, договорился с партнерами — Башкирским мясокомбинатом и производителями изделий торговой марки «Шулай», и спрос на деликатесный продукт за полгода вырос в шесть раз. Если раньше мясокомбинат продавал около 50 кило сыровяленой конины в месяц, то сегодня связи и логистика позволяют реализовывать больше 300 килограммов.

— В нашей системе два производственных и одно сбытовое предприятие, — говорит Валитов. — Есть и премиум-продукты, и более дешевый сегмент полукопченых колбас. Также занимаемся поставками сырья для предприятий общепита.
Почему именно на сбыт продукции двух перерабатывающих предприятий ориентировался Ильнур Валитов, запуская собственный бизнес? Как объясняет он сам, производителям, особенно если это небольшие предприятия, «не всегда удобно держать в поле зрения вопросы сбыта, у нас в ведении, таким образом, склады, запасы, персонал, транспорт, дебиторка».

Резонно. Тем более, что опыт работы в отрасли уже приличный: до этого предприниматель руководил отделом продаж Уфимского мясо-консервного комбината, позже занимался реализацией в республике мясных изделий из соседних регионов. Тогда и пришло понимание, что можно развивать новый, хотя и, казалось бы, традиционный в Башкортостане сегмент продуктов.

Конину в республике уважают. Только в Уфе Валитов реализует ее более чем в 30 точках. Наиболее активные продажи — на центральном рынке и... в столичном аэропорту. Причем в последнем случае сыровяленый деликатес уходит по две тысячи рублей за килограмм как местная экзотика.

А вот с торговыми сетями работа у предпринимателя пока не налажена.
— Мы представили продукцию одному из ритейлеров, но он попросил две тысячи рублей только за одну позицию на прилавке одного магазина, — говорит собеседник.
Действительно, если помножить эту цифру на ассортимент, а затем на количество магазинов, пусть только уфимских, результат не обрадует. Гораздо легче налаживать контакты напрямую с потребителями.

— Как-то поехал к друзьям в Челябинск, — вспоминает Ильнур Валитов. — Там пошли в ресторан. Мой гостинец друзья попросили нарезать. В итоге к нам вышел шеф-повар, заинтересованный продуктом. Теперь поставляем конину и в Челябинскую область.
География реализации сложилась достаточно широкая. Берут продукцию и в деревнях, например, в Малоязе, где есть свой магазин, и в московских ресторанах. Недавно достигнута договоренность с партнерами из Татарстана.

Такой результат — заслуга не только качества самой продукции, но и открытости предпринимателя, готового работать с любыми клиентами — от крупных компаний до частных лиц. По силам любой заказ — от шашлыка до казылыка.

Пару слов о технологии. Львиная доля реализуемой продукции — до четырех тонн в месяц — это полукопченые колбасы из конины. Производственный цикл по ним близок к крупным комбинатам с одним существенным отличием — работают здесь не на блочном мясе, часто импортируемом из-за рубежа, а на местном сырье из Архангельского, Гафурийского, Стерлибашевского районов. Связи налажены, оплата — только наличными. Фермерам такой подход тоже выгоден. А вот сыровяленый деликатес вызревает 60 дней. Этим отчасти и объясняется высокая стоимость конины. Да и пополнить дефицит за пару-тройку дней просто нереально.

Месячный оборот предприятия сравнительно небольшой — около двух миллионов рублей. Впрочем, на начальном этапе это неплохо. Тем более, что предпосылки для развития имеются.

— Сейчас в республике только Челябинская область представлена примерно тремя десятками производителей мясной продукции. А всего в Башкортостан свою продукцию привозят около 70 перерабатывающих заводов. Но при этом с кониной не работает практически никто, — отмечает предприниматель. — На первых порах мясо у нас забирали в основном оптовики. Поэтому изучил рынок, проехался по ресторанам с предложением работать без посредников. Так клиентура стала более дифференцированой. Продукция идет даже в детские сады. Восемь садиков в Аше берут мясо лошадок. Даже по сравнению с говядиной оно усваивается быстрее, да и само по себе полезнее.

Как утверждают некоторые источники, если говядина полностью переваривается за 24 часа, то конина всего за три. Конский жир занимает промежуточное положение между животными и растительными жирами и обладает желчегонным действием. Кроме того, конина понижает содержание в крови холестерина, выступает прекрасным регулятором обмена веществ.

Не удерживаемся от перефразированной поговорки, мол, лучше один раз попробовать. Небольшой кусочек сыровяленого продукта разрезать не так легко. Запах у продукта довольно специфический, а вот вкус очень и очень приличный. Кстати, по словам Ильнура Валитова, продукты из конины сегодня употребляют все больше людей, причем независимо от национальной принадлежности и вероисповедания. Что же касается понятия «халяль», то за исключением запрета на свинину нормы Корана постепенно переходят в рыночную плоскость.

— Изначально термин «халяль» относился к гуманным правилам выращивания и забоя скота, философии употребления продуктов, — говорит предприниматель. — Сейчас же это практически бренд, под который производители и маркетологи подводят даже такую продукцию, как питьевая вода. И стараются на этом заработать. А небольшим предприятиям с действительно качественным национальным ассортиментом это иногда мешает конкурировать на рынке. Хорошо, что в последнее время господдержка небольших сельхозпроизводителей стала весомее.

Средства, вложенные Ильнуром Валитовым в ремонт помещений, приобретение транспорта и оборудования, окупятся только через пару лет, но при соответствующих темпах развития дело может пойти быстрее. Важный фактор здесь — заинтересованность самого бизнесмена. Судя по горящим глазам и улыбке, недостатка в этом предпринимательском продукте пока не ожидается.
Читайте нас: