Все новости
Экономика
18 Сентября 2012, 17:47

Брендовая экономика

На успешность региона будет влиять его узнаваемость

Бирское яблоко достойно стать таким же брендом, как тульский самовар.
Бирское яблоко достойно стать таким же брендом, как тульский самовар.
Вывести малые и средние города на «пригорок» экономического роста можно только за счет предоставления потенциальным инвесторам эксклюзивных возможностей. К примеру, такого бренда, от которого у покупателей рука сама полезет за деньгами в кошелек. «При равенстве условий, качества товара на первый план выходит его узнаваемость, бренд», — отмечает руководитель проектов Фонда «Институт экономики города» Денис Визгалов, давший мастер-класс по проблемам малых и средних городов на этнофестивале «Бирское яблоко». Сегодня для товара недостаточно иметь качественные характеристики — нужна легенда, ореол загадочности, считает он.
Межрегиональный фестиваль «Бирское яблоко» впервые стал республиканским. Это предложил сделать глава региона Рустэм Хамитов, неоднократно говоривший до того, что «продвижение традиционных башкирских брендов сделает нашу республику более узнаваемой и более привлекательной для инвесторов». О справедливости таких утверждений можно судить хотя бы по росту привлечения средств в экономику Башкирии — на четверть по сравнению с прошлым годом. «Бирское яблоко», в свою очередь, выбрано одним из главных этапов программы событийного туризма.
Отметим, что край этот богат именно на яблоки, за местными саженцами люди приезжают со всей республики. Однако какой-либо практической выгоды от этого биряне извлечь до сих пор не могут.
— Восстановление плодоовощного хозяйства может стать для Бирска одним из катализаторов роста, — сказал министр экономического развития республики Евгений Маврин, комментируя для «РБ» деловую часть фестиваля. — Рынок яблока в России обеспечен отечественной продукцией процентов на шесть-семь. Остальное — Польша, Турция и другие страны. Естественно, вместе с садами нужно развивать и переработку фруктов. Но инициатива должна идти снизу. Нельзя вырастить бизнесмена указами и постановлениями. Власть обязана создать инфраструктурные инструменты, все остальное на плечах самих жителей малых городов.
На реплику газеты о том, что крупные инвесторы все же выбирают миллионную Уфу, министр ответил, что столицу региона также не стоит забывать. Трудности военно-промышленного комплекса привели к освобождению площадок и квалифицированных кадров, которые тоже нужно занимать. Следующими шагами станут вхождение крупных инвесторов в Стерлитамак, Салават. Янаул может кооперироваться с Нефтекамском и Агиделью. У Давлеканово, Учалов, Баймака и других городов свой путь. Каждый из них, по мнению министра, должен найти собственную нишу.
— Согласно исследованию фонда McKinsey, сегодня 600 крупнейших городов мира создают более половины ВВП мира, а лет через 12 их доля в экономике планеты приблизится к 60 процентам, — говорит Евгений Маврин. — Еще известный урбанист академик Глазычев говорил, что убывание городов небольшого размера — необратимый процесс, глобальная тенденция. По оценкам ученых, в России через 15 лет сохранится лишь каждый третий город.
Наша работа направлена на то, чтобы минимизировать потери от этого процесса, потому что сохранение любой ценой экономически неэффективных малых городов и препятствование перетоку трудоспособного населения в агломерации может стоить нам двух-трех процентов экономического роста.
Денис Визгалов согласен с позицией министра. Он считает, что малые города смогут выжить, лишь найдя собственный путь в современной экономике. По его мнению, не обязательно люди живут лучше там, где есть крупный комбинат. Скорее, даже наблюдается обратное. Зато населению комфортнее там, где есть собственные легенды (к примеру, Верона с Ромео и Джульеттой, озеро Лох-Несс и другие). Люди с охотой покупают товары и услуги, которые «обросли» собственными историями. Таким образом, по мнению маркетологов, будущее экономики связано с брендированием. Такая же судьба ждет и населенные пункты, а порой и целые регионы.
— Малые города должны стать, в известной степени, источниками роста экономики, — в свою очередь, считает Рустэм Хамитов. — В наших малых городах проживают около трехсот тысяч человек. Это приличная цифра. Конечно, мы должны сделать все, чтобы рост производства, привлечение инвестиций сюда стали повседневным делом.
Башкортостан еще в пятом году утвердил план мероприятий по диверсификации экономики малых городов. Но прорыва в укреплении их экономики так и не произошло. Более того — какие-то города стали депрессивными. Уезжают люди. Мы теряем население. Так что нам кое в чем надо пересмотреть и свои стратегические планы. Надо думать о том, как двигать бренды территорий, создавать их, работать над ними.
Такую работу намечено провести и в других малых городах республики. Результатом этого должны стать наметки развития населенных пунктов с населением менее 50 тысяч человек.
Справка
Бирск основан в 1663 году по приказу царя Алексея Михайловича. Был пограничным форпостом Русского государства, получил позднее статус уездного города. На протяжении столетий Бирск позиционировался как крупный купеческий, торговый центр.
Современный Бирск известен как место проведения фестивалей «Крещенские морозы» и «Бирское яблоко». На «яблочный» фестиваль в этом году приехали известные артисты Марина Капуро, фолк-рок-группа «Мельница» и другие. Состоялись кулинарная программа, сельскохозяйственная ярмарка, выставка и мастер-классы «Улица мастеров» и другие. Завершился праздник фейерверком.
Читайте нас: