Все новости
Экономика
9 Августа 2012, 15:56

Не дай себе засохнуть

Почему аграрии республики опасаются страховать будущий урожай

Пока засыхающие поля «удобряются» в основном бюджетными деньгами.
Пока засыхающие поля «удобряются» в основном бюджетными деньгами.
Башкортостан заинтересован в создании реально действующей системы агрострахования, которая могла бы компенсировать возможный ущерб сельхозпроизводителей региона от неблагоприятных погодно-климатических условий. Сегодня этому препятствуют недоверие между аграриями и страховщиками, низкая платежеспособность обеих (!) сторон, высокий уровень риска в отрасли. Обсудив несколько вариантов решения проблемы, участники президентского совещания согласились, что «крепость штурмом не взять».

А началось все с того, что государство больше не может выделять огромные суммы на компенсацию потерь АПК от засухи. Об этом сообщил президент Башкортостана Рустэм Хамитов. По его словам, только в 2010 году объем господдержки в регионе составил 4,5 млрд рублей при потерях посевов на территории в 1,5 млн га. Нынешний сезон показывает, что поддержка будет также измеряться миллиардами рублей.

— В этом году потери уже превышают 500 тысяч гектаров, — отметил президент, — но оценка ситуации еще продолжается. Мы в этом году недополучим минимум 1 млн 200 тыс. тонн хлеба. Засуха наблюдается в 46 районах республики. В этой ситуации мы будем вынуждены объявить чрезвычайное положение еще в 26 районах.

Развитие АПК в части страхования рисков давно пора переводить в экономическую плоскость, считает Рустэм Хамитов. Во всем развитом мире страхование сельхозпроизводства — норма. Но местные реалии таковы, что ни фермерам, ни страховщикам заниматься этим направлением не интересно. Первые практически уверены, что компании попытаются только заработать на премиях, а страховщики при существующей системе расчета тарифов не хотят браться за «невыгодное» дело — мол, риски слишком высоки и нынешние размеры премий до этого уровня не дотягивают.

Первые шаги по приведению сторон «к общему знаменателю» были сделаны на федеральном уровне. С начала года в стране вступили в силу изменения в законодательстве об агростраховании. В частности, были созданы национальные объединения страховщиков, в которых действуют единые правила и договоры, а также сформирован финансовый резерв на случай банкротства компаний, юридически закреплена процедура независимой агроэкспертизы. Расширен и перечень природных явлений, входящих в список страховых случаев. Но что в итоге?

Судите сами: в этом году в Башкортостане застраховано всего 180 тыс. гектаров, что составляет менее 6 процентов от всех посевных площадей. Договоры страхования заключили только 46 сельхозпроизводителей, несмотря на то, что половина страхового взноса субсидируется республикой. Да и число компаний, работающих в сегменте агрострахования, после засушливых сезонов сократилось с одиннадцати (в 2009 году) до пяти. Кстати, как отметили присутствующие, крупные страхователи на этот рынок идут неохотно. В Башкортостане, например, половина всех застрахованных площадей приходится на ООО «Национальная противопожарная страховая компания», входящее в Национальный союз агростраховщиков. В Башкортостане оно застраховало посевов на 700 млн рублей. При этом в качестве премии компания получила около 60 млн рублей.
По словам представителя компании Мидхата Назмутдинова, сегодня установлены два страховых случая по МТС «Зирганская». По ним с учетом нарушений агротехнологии будет выплачена страховая компенсация на 46 млн рублей. Для сравнения — сумма страховой премии конкретно по МТС «Зирганская» составила 34 млн рублей.

Действительно, отметил заместитель министра сельского хозяйства республики Рамил Нуриахметов, в лучшем случае фермеры получают сумму, сопоставимую с уплаченной страховой премией. Да и ее зачастую приходится «выбивать» через суд (см. материал «Никогда не сдавайтесь», газета «РБ» от 3 августа). Но и при этом есть риск не получить компенсацию от страховщика (ведь не всегда возможно доказать, что то или иное решение было в конкретной ситуации верным). Куда включен этот риск? А работа фермера состоит не в судебных тяжбах — ему просто некогда этим заниматься, даже силами юристов.

К тому же сами аграрии нередко грешат нарушением технологии возделывания культур и сроков посева, экономят на качественных семенах и минеральных удобрениях.

Понятно, что на рынке страхования нужны и доверие, и прозрачность. Но сама отрасль в принципе убыточна. Опыт работы страховых компаний свидетельствует, что новые продукты появляются там, где есть неплохой шанс заработать, — то же ОСАГО.

В случае с АПК страховщики предложили проводить комплексное страхование — не только урожая, но и имущества, риск по которому гораздо ниже. Так якобы получится сформировать тот фонд, из которого будут совершаться выплаты по гибели урожая от сезонного негатива. Пока предложение конкретного отклика не нашло. Как и введение обязательного агрострахования.

Участники совещания сошлись на том, что нужно совершенствовать механизм определения страховых сумм, развивать конкуренцию на рынке агрострахования. Необходимо также повышать финансовую, юридическую грамотность самих сельхозпроизводителей.

Что тут скажешь? Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Аграрии должны стать юристами, финансовыми консультантами, адвокатами. А кто будет выращивать хлеб?
Читайте нас: