Все новости
Экономика
24 Июля 2012, 15:13

Приплыли...

Водный транспорт республики на гребне кризиса

Речным судам не хватает глубины фарватера.
Речным судам не хватает глубины фарватера.
«Представляешь, знакомый в отпуск отправился из Уфы на теплоходе до Астрахани, а обратно не доплыл — высадили в Бирске», — такой разговор краем уха услышал вчера по пути на работу. Действительно, очередное засушливое лето довело уровень воды в реках до рекордно низких показателей, что стало массово отражаться на жизни людей. Впрочем, обмеление главной водной артерии Башкортостана — Агидели вплоть до невозможности прохода больших речных судов связано не только с жарким и сухим сезоном, считает президент республики Рустэм Хамитов. По его мнению, сегодняшнее состояние реки — следствие бесхозяйственной деятельности людей, которая привела не только к деформации русел судоходных рек, но и к высокому износу судов, а следом — и к уменьшению объемов грузо- и пассажироперевозок. Варианты решения этих проблем искали участники президентского совещания по вопросу развития внутреннего водного транспорта республики.
Нынешний год для Белой оказался по-настоящему критическим. Как доложил председатель государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкортостана Ильяс Муниров, по данным на 19 июля, уровень воды Белой в районе Уфы упал ниже нормы на 1,5 метра. Причем тенденция к дальнейшему снижению пока сохраняется. Для решения вопроса с мелководьем необходимо искусственное наращивание глубины Белой — снятие со дна слоя грунта в 20 сантиметров, а в дальнейшем — по 5 см ежегодно до 2016 года.

— Сегодня Бельский район водных путей и судоходства эксплуатирует только два земснаряда, — отметил председатель госкомитета. — Для выполнения дноуглубительных работ необходимо приобретение еще двух единиц такой техники.

Также в число эффективных мер, по мнению Ильяса Мунирова, входят строительство Нижнесуянского гидроузла на реке Уфе и повышение уровня воды в Нижнекамском водохранилище. Все вместе они позволят активизировать использование речного транспорта.
Но еще одна проблема республики — высокий износ судов, достигший 64 процентов. Средний возраст флота Башкирского речного пароходства превышает 35 лет. Эксплуатация судов требует значительных вложений в ремонт, материально-техническое снабжение, аварийное и спасательное оборудование. В то же время предприятие не имеет достаточных средств на приобретение новых судов. Дополнительным источником финансирования может стать одобрение правительством продажи судов, которые не эксплуатируются пароходством в течение последних 5 — 10 лет. Как сообщил гендиректор ОАО «Башкирское речное пароходство» Равиль Нафиков, таких сегодня насчитывается 19 единиц. По его словам, первоначально можно выставить на торги два-три двухпалубных теплохода. При этом, приобретая новые суда, необходимо отдавать приоритет малотоннажному флоту с небольшой осадкой. Строительство таких судов возможно и силами уфимского Судостроительно-судоремонтного завода. Предприятие имеет несколько подобных проектов стоимостью около 30 млн рублей за каждое судно. Загвоздка, опять-таки, в финансировании.

Кстати, в связи с маловодностью Белой в последние годы перспективным видится строительство в г. Агидель филиала судоремонтного завода. В теории это позволит существенно увеличить доходы предприятия за счет ремонта сторонних судов, так как в портах по соседству с Агиделью (Камбарка, Чайковский, Набережные Челны) такие услуги не оказываются.

По словам президента, «положительный эффект проекта не вызывает ни у кого сомнений, но нужны уже конкретные действия».

Рустэм Хамитов предложил открыть филиал завода на базе грузового порта Агидель. Для этого необходимо отвести участки земли (и воды), составить экономическое обоснование и техпроект. В общем, проект пока в самом начале. А уж появление новых рабочих мест и налоговые отчисления — вопрос еще более отдаленного времени.

В развитии портово-причальной инфраструктуры нуждаются и другие города республики — Бирск, Благовещенск и особенно остро — Уфа. На столичном пути монумент Дружбы — ДОК действуют шесть остановок для посадки-высадки пассажиров. Причалы не оборудованы должным образом, люди испытывают большие неудобства. Для благоустройства остановочных пунктов потребуется примерно 75 млн рублей.

— Нет в Уфе и современного речного вокзала, — назвал глава Госкомтранса еще одну проблему.

Поразительно, как все-таки иногда президентские совещания похожи по своей проблематике. С отличием разве что в названии отрасли, где все эти проблемы копились годами. Сельское хозяйство, коммунальная сфера, водный транспорт. И в каждом случае одно и то же — высокий износ основных фондов, нехватка средств даже для нормальной работы, не говоря уже о развитии, и повсеместная безхозяйственность.

И в очередной раз президент систематизировал круг задач для чиновников. По его мнению, развивать речной транспорт Башкортостана нужно в комплексе. Первое — обеспечить судоходность главных водных магистралей.

— То, что происходит с обмелением рек, является последствием не только засухи, но и бесхозяйственной работы по добыче песка и гравия, — подчеркнул Рустэм Хамитов. — Деформация русел рек вызвана в том числе и этой причиной. Совместно с органами надзора и контроля необходимо навести здесь порядок.

Строительство Нижнесуянского гидроузла и повышение уровня воды в Нижнекамском водохранилище президент считает проектами отдаленной перспективы, в ближайшее же время, по его словам, стоит рассмотреть вопрос о строительстве в среднем течении Белой низконапорных плотин, которые при относительно низкой стоимости позволили бы поднять уровень воды на необходимые 1,5 — 2 метра. Впрочем, первый шаг здесь — изучение особенностей нынешнего русла Белой. Оказывается, работы по исследованию морфологии речного дна не проводились с 60-х годов прошлого века. Выполняет эту работу единственное в России учреждение — МГУ имени Ломоносова.

Второй пункт — модернизация речного флота.

— Сегодня пассажирский транспорт фактически простаивает. Двухпалубные суда, направляющиеся в Уфу, уже не могут пройти дальше Бирска. А это значит, что не просто развитие, а даже существование водного пассажирского транспорта республики под вопросом, — считает Рустэм Хамитов. — В первую очередь необходимо определить минимальный набор судов, который нужен нам с учетом маловодности, — ведь она может проявляться и в перспективе. А то, что не нужно, — продавать и на эти деньги переоборудовать работающие суда.

И, наконец, третье направление работы — портовое хозяйство. На водном маршруте Уфа — Агидель нужно рассмотреть все возможности развития существующей инфраструктуры.

Перечисленные задачи должны лечь в основу долгосрочной целевой программы развития внутреннего водного транспорта республики, которая повысит долю участия речного транспорта в экономических процессах региона.
Справка

Предприятия внутреннего водного транспорта Башкортостана ежегодно перевозят более 5 млн тонн грузов. В том числе 2,2 млн тонн — основные перевозчики — ОАО «Башкирское речное пароходство», 63,4% акций которого принадлежат республике, и ЗАО СК «БашВолготанкер».

В 2011 году флот пароходства перевез 897 тыс. тонн грузов (100,1% к уровню 2010 года) и 121 тыс. человек. Компания «БашВолготанкер» перевезла более 1,3 млн тонн темных нефтепродуктов, в том числе 875 тыс. тонн из Уфы.
Причем, часто речные суда играют роль запасного игрока, например, в случае необходимости перевозки негабаритных грузов, которые другим видом транспорта просто не доставить.

Земснаряды необходимой мощности (250 м3 в час) проектируются и строятся в Нижнем Новгороде. Стоимость полного комплекта земснаряда (вместе с брандвахтой и буксиром) — 484 млн рублей.
Читайте нас: