Все новости
Экономика
25 Апреля 2012, 03:41

Анатолий Безрукавников: Полиграфии нужны новые стандарты

Советник директора заинтересован в том, чтобы издательство «Башкортостан» осталось в собственности республики

В этом году исполняется ровно четыре десятилетия, как на улице 50-летия Октября в Уфе появился знаменитый Дом печати. Его редакционный корпус был введен в строй в 1972 году. А годом ранее начал работать производственный корпус, в котором располагаются мощности одного из известнейших полиграфических предприятий страны — Государственного республиканского издательства «Башкортостан».

Многие газеты и журналы, которые сегодня можно купить в республиканских киосках печатной продукции, готовятся на «кухне» Дома печати. И если творческий труд редакций читатели могут оценить по содержанию статей и материалов, оформлению газет, то большую работу людей, которые выводят труд журналистов на бумагу, мы постараемся показать ниже. Наш собеседник — советник директора издательства «Башкортостан», заслуженный работник культуры России Анатолий Безрукавников, возглавлявший предприятие с 25 января 1989 года.
— Каковы сегодняшние позиции издательства на республиканском полиграфическом рынке? С какими результатами удалось завершить 2011 год?

— Кризис 2008 года, который не обошел стороной и нас, сегодня полностью преодолен: с 2008 по 2011 год мы увеличили выручку с 310 до 406 миллионов рублей. Чистая прибыль за 2011 год достигла 23,7 миллиона рублей. Нынешний год также начали достаточно успешно. За первый квартал коллектив выпустил продукции на 93 миллиона рублей, что на 21 процент больше аналогичного периода 2011 года. Ежегодно увеличивается заработная плата сотрудников предприятия, которая выплачивается без задержек, задолженности по налогам также нет. В целом показатели финансово-хозяйственной деятельности издательства позволяют характеризовать предприятие как устойчивое.

Мы печатаем более ста наименований республиканских и федеральных газет, а также более 30 наименований журналов для многих городов России — от Иркутска до Сочи. Ежедневный тираж издательства — 437 тысяч газет и более 19 тысяч журналов. Среди предприятий, подведомственных министерству связи и массовых коммуникаций республики, доля продукции нашего издательства превышает 50 процентов.

При этом нужно отметить, что доля госзаказа — лишь около 20 процентов. Это республиканские газеты и журналы, которые печатаются на нашей базе. Основной же объем работы — это коммерческая деятельность предприятия.
— Отмечается ли сегодня спад производства в полиграфической отрасли? Какие тенденции вообще влияют на этот рынок?

— Объем производства, конечно, падает. Особенно по газетам. Это не только российская, но и мировая тенденция. Газетный рынок немного растет только в Южной Америке, Индии. В основном же мировая печать журналов идет на снижение, уступая плацдарм электронным СМИ. Но пока мы будем оперативно выпускать доступные по цене печатные издания высокого качества, борьба за этот рынок не окончена. Да, сегодня в России закрываются многие большие типографии, не говоря уже о мелких. Но здесь многое зависит от политики руководства самих предприятий. Мы, например, падение газетного производства компенсируем ростом выпуска журналов. Сегодня доля журнального производства в выручке — около 40%.

— Насколько техническая база предприятия отвечает современным требованиям к печатной продукции?

— Наша техническая база — одна из лучших не только в республике, но и в стране. Практически все оборудование мы приобретали своими силами. Конечно, не обходимся без заемных средств, но обязательства по выплатам соблюдаем неукоснительно.

В 2009 году мы приобрели и установили самую современную в стране печатную машину для изготовления цветных иллюстрированных журналов. Она позволяет печатать 55 тысяч (!) 16-страничных тетрадей в час. Для сравнения, раньше скорость была 5 — 7 тысяч в час, да и то при односторонней печати.

Для установки машины нам пришлось провести большую работу по подготовке помещения площадью около 1,1 тысячи квадратных метров. Один только фундамент под новую печатную машину имел длину 36 метров, а глубину — 4 метра. В установке машины участвовали специалисты из Франции, Англии, Германии. Чертежи под фундамент изготовил московский институт Гипронииполиграф, который в свое время проектировал весь производственный корпус Дома печати. Перед установкой пришлось укреплять само здание. Но вот уже три года машина работает без проблем.

— Помимо обновления технической базы, какие значимые задачи решены в последнее время?

— В прошлом году мы занимались совершенствованием системы управления производством. В частности, решили вопрос контроля движения бумажного сырья от поставщика до выхода готовой продукции, то есть внедрили систему позаказного учета. Она позволяет более точно контролировать наши доходы и расходы, а также реализовывать при закупке бумаги принцип just in time («точно вовремя», англ. — ред.). Кроме того, исключается человеческий фактор ошибки при учете. Названные новшества планируем перенести на всю систему производства.

— Какие планы на текущий год?

— Дальнейшая техническая модернизация. Печатное оборудование у нас сегодня опережает остальные процессы. Например, брошюровочный цех имеет малопроизводительную технику, поэтому будем приобретать новую линию для скрепления книжных блоков. Надеемся, что в результате процесс изготовления журналов сократится по времени. Если сейчас журнал мы можем напечатать за 3 — 4 часа, то вспомогательные процессы переплета иногда затягиваются до 20 часов.

— Уже не первый год идут разговоры о приватизации многих ГУПов. Планируется ли акционирование вашего предприятия?

— Вопрос акционирования должен решаться на уровне правительства. Когда оно произойдет, мы сказать не можем. Но мы заинтересованы в том, чтобы издательство оставалось в собственности государства, независимо от формы. Замечу, не субсидий ради — за последние 10 лет мы не получили из республиканского бюджета ни копейки.

— На решении каких проблем приходится сосредотачивать усилия при управлении столь солидной организацией?

— Основная сложность — взаимоотношения с партнерами. В последнее время многие издания, особенно рекламные, просят нас печатать в долг. Общий язык найти зачастую сложно. Но мы всегда стараемся прийти к золотой середине: сохранить клиента, но и самим не остаться без средств.

Далее, для выпуска конкурентоспособной продукции помимо качественных материалов и современного оборудования нужна высокая квалификация исполнителей, в том числе по контролю качества. У нас работает ОТК: по газетам — ежедневно, по журналам — ежемесячно. Но парадокс в том, что современных стандартов в области полиграфической продукции нет. Уже лет 20. Это, конечно, осложняет работу.

— Дому печати 40 лет, есть ли планы по его обновлению?

— Сегодня главный вопрос для редакционно-издательского корпуса — это замена окон. Старые алюминиевые рамы — достаточно теплопроводный материал. Мало того, за эти годы все уплотнения пришли в негодность. Конечно, сама замена — это большие затраты. Но при этом уменьшатся затраты на отопление, условия для работы станут более комфортными. Да и внешний вид здания будет иным.

Вот сейчас я ни одного окна в офисе не могу нормально открыть, работает кондиционер. Но ведь так и простудиться недолго. В производственном корпусе мы произвели замену окон на пластиковые еще в 2008 — 2009 годах. А по редакционному корпусу нужно решать на уровне министерства земельных и имущественных отношений — здание в его ведении.

Читайте нас: